Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

Создано: 18 Февраля 2021

Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Красноярского края, а также контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, а также за соблюдением жилищно-строительных кооперативов требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 01.01.2020 по 01.01.2021

На 01.01.2020 государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, и контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов на территории Красноярского края осуществлялся структурным подразделением службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края – отделом надзора за долевым строительством (далее – отдел НДС) при:

- долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

- деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной
с привлечение средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.

Предметом государственного контроля (надзора) в данной сфере является проверка соблюдения подконтрольными субъектами требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) и иных нормативно-правовых актов, обязательных к применению при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирных домов, и иных объектов недвижимости, а также соблюдение жилищно-строительными кооперативами, созданными в рамках дела о банкротстве застройщика или в целях строительства на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"), требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.

Государственный контроль и надзор в данной сфере осуществлялся в соответствии с Административным регламентом исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", утв. Приказом Службы от 28.08.2017 № 448-п и Административным регламентом исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского государственной функции осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, а также за соблюдением жилищно-строительными кооперативами требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирных домов, и статьи 123.1 ЖК РФ, утв. Приказом Службы от 28.08.2017 № 449-п в отношении:

- 96 застройщиков, осуществляющих строительство 233 объектов, в которых запроектировано 53 858 самостоятельных частей. Общее количество заключенных на начало года договоров участия в долевом строительстве составило – 19 884 на сумму обязательств - 82 969,015 млн.рублей;

- 4 жилищно-строительных кооперативов, созданных в рамках дела о банкротстве застройщиков, которым переданы права для завершения строительства 9 многоквартирных домов.

В 2020г. в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьей 3.2, статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ, утвержденным Приказом Службы от 28.08.2017 № 447-п, обеспечивалась предоставление государственной услуги по выдаче заключений о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьям 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ, что позволяет застройщику привлекать денежные средства участников долевого строительства. В 2020 году выдано 34 заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям. В связи с допущенными застройщиками недостатками при заполнении формы проектной декларации Службой было принято 4 решения об отказе в выдаче заключения.

В 2020г. основные усилия всех контролирующих органов были направлены на профилактику правонарушений. В первую очередь это было связано с установленным мораторием на проведение проверок в связи с пандемией, связанной с коронавирусной инфекцией.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что проверки, в соответствии со статьей 10 Закона № 294-ФЗ, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в 2020 году назначению не подлежали.

Таким образом, осуществление контрольных мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами и выдача предостережений становится наиболее актуальным и востребованным инструментом профилактики.  

В 2020 г. Службой было проведено 573 (63,6% к уровню 2019 года) мероприятия по контролю, осуществленное без взаимодействия с застройщиками. Уменьшение количества мероприятий не повлекло снижение контроля за застройщиками в связи с тем, что при проведении указанных мероприятий были применены новые подходы, при которых в ходе мероприятия по контролю деятельность каждого застройщика одновременно анализировалась по всем направлениям его деятельности в рамках установленных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (проверка отчетности застройщика, проектных деклараций, информации, подлежащей раскрытию застройщиком в Единой информационной системе жилищного строительства).

По результатам мероприятий без взаимодействия было выдано 323 (304,7% к уровню 2019 года) предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве по 1815 признакам нарушений. С учетом введенного в апреле 2020 года моратория на проведение проверок было инициировано всего 99 (27,5% к уровню 2019 года) внеплановые проверки, 6 проверок по инициативе Службы проведено совместно с органами прокуратуры.

В ходе проведения внеплановых проверок выявлено 506 нарушений (36,1% к уровню 2019 года) с целью устранения, которых Службой выдано 56 предписаний. По результатам проверок возбуждено 166 административных дел (52,3% к уровню 2019 года).

В отношении 4-х застройщиков, по заявлениям Службы поданным в соответствии с частью 15 статьи 23 Закона № 214-ФЗ, Арбитражным судом Красноярского края были вынесены решения о приостановлении деятельности застройщиков по привлечению денежных средств участников долевого строительства.

В отношении 3-х юридических лиц, в связи с выявленными в действиях их должностных лиц признаков уголовно-наказуемого деяния, информация была передана в органы полиции для принятия решения о проведении доследственных проверок и возбуждения уголовных дел.

Причинами значительного снижения проведенных проверок, выданных предписаний и возбужденных административных дел является введенный мораторий на проведение проверок.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, являются:

Перечень обязательных требований

Количество нарушений

Неисполнение законного предписания об устранении выявленного нарушениям

29

Неисполнение обязанности по оплате в установленный срок наложенного административного штрафа

44

Нарушения в части информационной открытости по раскрытию застройщиком информации:
- размещение застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) проектной деклараций, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию;
- нарушение сроков опубликования и (или) размещения, проектной декларации либо вносимых в нее изменений

87

Нарушения порядка размещения информации в ЕИСЖС, а именно:
- неразмещение застройщиком информации в ЕИСЖС;
- нарушение порядка, сроков и (или) периодичности размещения информации;
- размещение информации не в полном объеме;

124

Нарушения обязательных требований к порядку представления отчетности застройщика в части осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства:
- непредставление отчетности в установленный срок;
- представление отчетности, содержащей недостоверные сведения;
- представление отчетности не в полном объеме;

154

Нарушения требований в части целевого использования денежных средств участников долевого строительства

1

Нарушения в части привлечения денежных средств участников долевого строительства, связанного с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим права и (или) привлекающим денежные средства в нарушение требований законодательства в сфере долевого строительства

1

Службой организован мониторинг изменения строительной готовности объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе в разрезе информации о переходе на проектное финансирование и размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу.

Так, по итогам 2020г. согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе жилищного строительства, 48 застройщиков по 86 разрешениям на строительство осуществляют строительство 120 МКД с размещением денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу, из них по 58 объектам было получено проектное финансирование.

По старым правилам продолжилось строительство 64 объектов, из них по итогам года в стадии завершения строительства находилось 20 объектов.

В Едином реестре проблемных объектов на начало года числилось 78 объектов, соответствующих основаниям, предусмотренным частью 1.1. статьи 23.1 Закона № 214-ФЗ, на конец года число проблемных объектов возросло до 87.

По итогам года из 87 проблемных объектов в отношении 6 отсутствуют требования граждан-участников долевого строительства, по 19 объектам требования граждан-участников долевого строительства удовлетворены за счет выплаты возмещения ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства», еще по 5 объектам приняты решения о софиансировании завершения строительства.

В ходе мониторинга Службой был сформирован перечень объектов, по которым имеются отставания от примерного графика реализации проекта строительства и высокий риск включения этих объектов в Единый реестр проблемных объектов. В адрес застройщиков направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательств перед участниками долевого строительства, копии предостережений направленны в органы прокуратуры, на территории которых осуществляется строительство многоквартирных домов для принятия мер прокурорского реагирования.

По результатам рассмотрения возбужденных административных дел было вынесено 142 постановления.

2020 год

Количество

сумма

Предупреждение

83

Прекратить, ч.2.9

10

Штрафы

49

625200

Всего

142

Статьи КоАП РФ

ч.1 ст. 14.28

0

0

ч. 2 ст. 14.28

1

6000

ч.3 ст. 14.28

16

188000

ч.1 ст. 13.19.3

9

171500

ч.4 ст. 19.5

23

287000

Всего

49

652500

При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения Служба руководствовалась положениями КоАП РФ: учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.

По результатам рассмотренных дел в сфере долевого строительства были назначены административные наказания в виде: административного штрафа –по 49 делам на общую сумму 652,5 тыс.рублей, вынесены предупреждения – по 83 делам, 10 дел было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Причинами типовых нарушений обязательных требований являются:

-  изменение законодательства в сфере долевого строительства;

- отсутствие информированности и заинтересованности подконтрольных субъектов исполнять вносимые в законодательство о долевом строительстве нормативные требования, а также отсутствие правовой грамотности лиц, участвующих в долевом строительстве;

- отсутствие достаточных финансовых средств (вывод средств, неэффективное планирование и т.д.);

-  сокрытие застройщиком информации о проекте, отражение не актуальной информации (сведений о выданных технических условиях с истекшим сроком действия);

-  проблемы технического характера (в части размещения информации в ЕИСЖС);

В целях сокращения количества допускаемых со стороны подконтрольных субъектов нарушений, Службой разработаны руководства для застройщиков по соблюдению обязательных требований, в адрес застройщиков направлены информационные письма, комментарии об изменениях законодательства на постоянной основе размещаются на сайте Службы, продолжена работа по участию в семинарах, организуемых совместно с Ассоциацией «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края».

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение