Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Самовольное строительство и его последствия

Создано: 23 Июля 2020

Статьей 263 Гражданского Кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случае, если на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то данная постройка является самовольной.

В пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ дается понятие самовольной постройки, согласно которому "самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки".

Исходя из данного понятия, можно сделать вывод, что для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из следующих нарушений:

- возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке;

- строительство без получения на это необходимых разрешений;

- существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил при возведении постройки.

Таким образом, самовольная постройка представляет собой имущество, подпадающее под признаки объекта недвижимости, но создание которого обусловлено нарушением установленных норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, а также градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Согласно ст.35 и 40 Конституции РФ гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение.

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 Гражданского Кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, поступает информация о самовольном строительстве (без разрешения), то в таком случае, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора проводит проверку наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство.

При этом, если на момент проведения проверки ведутся работы по строительству/реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (если для осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство), то проводятся действия по привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.

Также, под понятие «самовольная постройка» попадают застройщики индивидуального жилищного строительства или садовых домиков, которые не учитывают при строительстве правила землепользования и застройки территорий субъектов Российской Федерации, документации по планировке территории, требования к параметрам объектов капитального строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, Градостроительным Кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

При подаче уведомления о строительстве ИЖС или садового дома, органы местного самоуправления в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

В случае, не соответствия постройки виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки, орган местного самоуправления направляет застройщику Уведомление о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Копия Уведомления направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

Исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора проводит проверку соответствия параметров объекта капитального строительства (ИЖС или садовый дом) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ОКС, установленным ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом РФ, другими федеральными законами (ч.1.1, ч.6.1 ст. 54, ст.38 ГрК РФ), в том числе:

- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

В случае, выявления фактов нарушения требований законодательства, определенных ч.6.2 ст. 54 ГрК РФ, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки, исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, направляет в орган местного самоуправления сопроводительное письмо с уведомлением о выявлении самовольной постройки (по форме, указанной в ч.3 ст. 55.32 ГрК РФ) с приложениями (акт проверки, оформленный по результатам проведенной проверки, выписка из ЕГРН), для принятия мер в рамках компетенции.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros