С 1 января 2021 г. вступает в силу новый порядок аккредитации юрлиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, ведения госреестра аккредитованных лиц
Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 N 2243
"Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 327"
Аккредитация проводится Федеральной службой по аккредитации.
Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения следующих видов негосударственной экспертизы:
- негосударственная экспертиза проектной документации;
- негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий;
- негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий.
Юридическое лицо вправе проводить только те виды негосударственной экспертизы, в отношении которых таким юридическим лицом получена аккредитация.
С 1 января 2021 г. признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий".
Настоящее Постановление действует до 1 января 2027 г.
С 01.01.2021 вступает в силу новый перечень актов, оценка соблюдения требований которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора) за деятельностью национальных объединений СРО изыскателей, проектировщиков и строителей
Приказ Минстроя России от 17.12.2020 N 799/пр
"Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства"
Перечень включает в себя Градостроительный кодекс РФ, положения Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ, Приказ Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр, КоАП РФ (часть 1 статьи 19.5).
Утратившим силу признан Приказ Минстроя России от 03.10.2019 N 592/пр, которым был утвержден аналогичный перечень.
Определен порядок создания публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", ее правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления
Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ
"О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Компания создается в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Учредителем Компании является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
На Компанию возлагаются следующие функции и полномочия:
- подготовка проектов решений об осуществлении государственных капитальных вложений в объекты, включенные или подлежащие включению в программу деятельности, а также принятие решений об осуществлении капитальных вложений в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- подготовка предложений о включении объектов в федеральную адресную инвестиционную программу и внесении в нее изменений;
- обеспечение строительства объектов, включенных в программу деятельности;
- осуществление организационного, экспертно-аналитического, информационного и юридического сопровождения строительства объектов, включенных в программу деятельности;
- организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в связи с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности;
- осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Компания в соответствии с бюджетным законодательством РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета при обеспечении строительства объектов.
Имущество Компании формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством РФ, субсидий из федерального бюджета на цели, не связанные с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных единым заказчиком от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством РФ поступлений.
Устанавливается, в числе прочего, что Компания является правопреемником федеральных государственных учреждений, путем реорганизации которых она создана, и федеральных государственных учреждений, преобразование и присоединение которых осуществляются при реорганизации, в том числе процессуальным правопреемником учреждений в гражданском и уголовном судопроизводстве, в судопроизводстве в арбитражных судах, в производстве по делам об административных правонарушениях, а также правопреемником учреждений в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности учреждений.
К Компании в неизменном виде переходят все права и обязанности учреждений, в том числе по договорам (контрактам, соглашениям), за исключением прав учреждений на движимое и недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении, и земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование учреждений. При этом заключение дополнительных соглашений к заключенным учреждениями договорам (контрактам, соглашениям) не требуется.
Компания осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных учреждениям, в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи. При этом Компания вправе обратиться в лицензирующий или иной орган с требованием о внесении изменений в государственные реестры и (или) о выдаче документов, учитывающих создание или реорганизацию Компании.
Правительством РФ определены дополнительные расчетные показатели, подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования
Постановление Правительства РФ от 16.12.2020 N 2122
"О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования"
Установлено, что в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчетными показателями, указанными в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ, подлежат установлению следующие расчетные показатели:
- минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;
- минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;
- минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
Приказ Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр
"Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"
Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Приказ действует до 1 сентября 2026 года. Положения Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством портала госуслуг, вступают в силу 1 января 2022 года.
Аналогичный Приказ Минстроя России от 15.04.2016 N 248/пр утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 N 1136.
Разъяснены требования к содержанию рекламы, связанной с привлечением денежных средств дольщиков для строительства многоквартирных домов
<Письмо> ФАС России от 24.12.2020 N АК/113765/20
"О применении частей 7 и 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
Сообщается, в частности, что в обязательном порядке для данного вида рекламы размещаются непосредственно в рекламе следующие сведения:
- адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства, на котором осуществляется размещение проектной декларации;
- фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.
Положения части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" не обязывают размещать проектную декларацию непосредственно в рекламе, однако, указанная реклама должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства (https://наш.дом.рф), на котором размещены вышеуказанные документы и указание о том, какую информацию можно получить на данном сайте.
Отсутствие непосредственно в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости, сведений о месте размещения проектной декларации или представление данных сведений в виде гиперссылки, но без указания, что переход по данной гиперссылке позволяет получить требуемую информацию, может рассматриваться как нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Утверждены Правила предоставления в 2021 - 2023 годах субсидий Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства для завершения строительства "проблемных" объектов
Постановление Правительства РФ от 16.12.2020 N 2130
"Об утверждении Правил предоставления в 2021 - 2023 годах субсидий из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" для осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и восстановлению прав граждан - участников долевого строительства, граждан - членов жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов"
Начало действия документа - 01.01.2021.
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" для осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и восстановлению прав граждан - участников долевого строительства, граждан - членов жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
финансирование указанных мероприятий, осуществляется Фондом путем, в частности: предоставления денежных средств лицу, ставшему в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" приобретателем имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщик; внесения денежных средств на специальный банковский счет застройщика-банкрота; погашения требований к застройщикам-банкротам по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства; выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и т.д.
Уточнены акты Правительства РФ по вопросу передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам"
В целях реализации Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" внесены поправки, в том числе в:
- Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861;
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87;
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Утверждена форма акта приема-передачи в эксплуатацию приборов учета.
Ко второму чтению подготовлен законопроект о комплексном развитии территории
Проект Федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации) (текст ко второму чтению)
В соответствии с законопроектом целями комплексного развития территории являются, в том числе:
обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства;
обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента РФ, нацпроектами, госпрограммами.
Видами комплексного развития территории являются: комплексное развитие территории жилой застройки, территории нежилой застройки, незастроенной территории, а также комплексное развитие территории по инициативе правообладателей.
В частности, комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории поселения, городского округа в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры или их частей, в границах которой расположены:
многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Предусматривается порядок обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.
В случаях, предусмотренных нормативным правовым актом региона, при прекращении в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки, решения о комплексном развитии территории нежилой застройки договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного с субъектом МСП, указанный субъект МСП имеет право на заключение в день прекращения такого договора аренды нового договора аренды иных здания, сооружения, нежилого помещения, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности и являющихся равнозначными.
В рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли внесены дополнения, касающиеся иностранных работников
"МР 3.1/2.2.0223-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Изменения N 1 в МР 3.1/2.2.0172/2-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли". Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.12.2020)
В частности, установлено, что хозяйствующий субъект при привлечении к работе иностранных граждан и до их направления к месту работы должен обеспечить их единовременное размещение в помещениях по типу обсерваторов, с соблюдением социальной дистанции.
Также у данной категории лиц должен быть обеспечен забор биологического материала и проведено его обследование на COVID-19.
Работники с положительным результатом подлежат госпитализации, а контактировавшие с ними лица - изоляции и медицинскому наблюдению.
Работники с отрицательным результатом и отсутствием антител подлежат обсервации в течении 14 дней с момента их размещения. Повторное лабораторное обследование для них проводится не ране чем на 8 календарный день с момента размещения в обсерваторе.
Работники с отрицательным результатом и наличием антител по результатам медицинского заключения направляются к месту осуществления трудовой деятельности без ограничений
Разработан проект новых Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"
В соответствии с проектируемыми Правилами, в том числе:
требования энергетической эффективности устанавливаются Минстроем России и включают в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Согласно проекту постановление вступит в силу с 1 марта 2021 г. и будет действовать до 1 марта 2027 г.
Планируется признать утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2035.
Обзор подготовлен с использованием системы «КонсультантПлюс».
Комментарии