Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обзор правоприменительной практики за I квартал 2022 года по делам об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора

Создано: 15 Апреля 2022

1) За I квартал 2022 года в Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба) зарегистрировано 92 дела об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, из которых:

- по строительным составам 31 (включая 18 протоколов, составленных государственными инспекторами Службы по результатам осуществления регионального государственного строительного надзора и 13 дел,возбужденных органами прокуратуры и направленных в Службу для рассмотрения и принятия процессуальных решений за нарушения градостроительной деятельности, из которых 8 дел в отношении лиц, осуществляющих капитальный ремонт многоквартирных домов);

- по судебным составам 61 протокол по результатам осуществления регионального государственного строительного надзора.

Из 92 зарегистрированных административных материалов дела об административных правонарушениях возбужденыпо следующим статьям КоАП РФ:

- по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ – 15;

- по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ – 2;

- по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ – 2;

- по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ – 5;

- по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ – 3;

- по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ – 4;

- по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 2;

- по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 43;

- по ст. 19.7 – 14;

- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 2.

В I квартале 2022 года в Службе продолжилась практика привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в Службу документов, направление которых предусмотрено частью 15 статьи 51Градостроительного кодекса РФ.

Так, решениями от 09.03.2022 мирового судьи судебного участка №13 в Богучанском районе Красноярского края Администрация Богучанского района признана виновной в не направлении в Службу в установленный частью 15 статьи 51 ГрК РФ трехдневный срок со дня выдачи разрешения на строительство копий таких разрешений и привлечена к административной ответственности по четырем делам в виде предупреждения.

Среди злостных нарушителей, неоднократно препятствующих государственным инспекторам Службы в проведении проверок в I квартале 2022 года, стоит отметить «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства».

Постановлениями мирового судьи «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» признан виновным по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административных штрафов в размере 20 000 рублей по каждому административному делу.

Постановления мирового судьи о назначении наказания в виде штрафов обжаловались «Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства» в вышестоящий суд. Однако решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы постановления мирового судьи оставлены без изменений, а жалобы без удовлетворений.

2) За I квартал 2022 года Службой рассмотрено 28 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением градостроительной деятельности, по которым приняты следующие процессуальные решения:

- в виде предупреждения по 14 делам;

- в виде административных штрафов по 12 делам на общую сумму
181 000 рублей;

- прекращено 2 дела по ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Основным видом административного наказания в рассматриваемом периоде является предупреждение, применяемое только за правонарушения, характеризуемые совокупностью следующих условий: совершены впервые и не привели к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных некоммерческими организациями, субъектами малого и среднего предпринимательства, Службой применялась норма статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

3) Из 61 протокола, направленного в суды в I квартале 2022 года, из судебных органов в Службу поступили судебные акты по 23 делам об административных правонарушениях, по которым приняты следующие решения:

- в виде административных штрафов по 18 делам на общую сумму 313 000 руб., из которых:

15 дел по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 73 000 руб.;

1 дело по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 200 000 руб.;

2 дела по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 40 000 руб.;

- в виде предупреждения по 5 делам за административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.7 КоАП РФ;

- о прекращении производства – по основанию, предусмотренному
ч. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – 1 дело по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В I квартале 2022 года Арбитражным судом Красноярского края были рассмотрены жалобы на постановления Службы, поступившие из Прокуратуры Ленинского района г. Красноярска по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении ИП Шибаршиной Е.Л. (дело № А33-958/2022), из ООО «Бирюса Плюс» по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (дело № А33-27045/2021).

По результатам рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края отказано в признании незаконным решения Службы о прекращении административного дела по основанию, предусмотренному
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в отношении ИП Шибаршиной Е.Л.; Арбитражным апелляционным судом Красноярского края решение Арбитражного суда Красноярского края о признании законным постановления Службы о назначении наказания ООО «Бирюса Плюс» оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Кроме того, Арбитражным судом Красноярского края были признаны законными и обоснованными два оспариваемых подконтрольным субъектом предписания Службы об устранении нарушений обязательных требований, а жалоба ОАО ПО «Уральский оптико-механический завод» оставлена без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение, в том числе требований, установленных частью 4 статьи 52 ГрК РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства.

Так, Арбитражный суд Красноярского края по делу № А33-14543/2021 от 03.02.2022 с участием Службы обязал индивидуального предпринимателя Городова П.А. (ранее ответчиком являлось ООО «ТК «Проперти») провести мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства общей площадью застройки 97 902,1 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 8.

4) В течение 2022 года Службой осуществлялся контроль за исполнением вынесенных должностными лицами Службы постановлений о привлечении к административной ответственности и оплатой административных штрафов привлеченными лицами.

За несвоевременную оплату административных штрафов Службой применялись меры административного воздействия, предусмотренные
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, а также меры принудительного взыскания штрафов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, в Iквартале 2022 года в Главное управление ФССП России по Красноярскому краю для возбуждения исполнительных производств направлено 7 исполнительных документов – постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в IV квартале 2021 года, предусматривающих административное наказание в виде штрафов.

Во исполнение протокола рабочей встречи Службы и Главного управления ФССП России по Красноярскому краю от 28.04.2018, с целью своевременного исполнения судебными приставами-исполнителями исполнительных производств, возбужденных по исполнительным документам Службы, в Главное управление ФССП по Красноярскому краю в I квартале 2022 года направлялись запросы о предоставлении ежеквартальной информации об исполнении исполнительных производств за предыдущие годы.

В I квартале 2022 года в Главное управление ФССП по Красноярскому краю направлена жалоба о необходимости принятия исчерпывающих мер, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по 30 исполнительным производствам, возбужденным в 2020 году по которым производства до настоящего времени не завершены.

В I квартале 2022 года в счет оплаты административных штрафов по постановлениям Службы и судебным решениям, вынесенным за предыдущие годы, поступило в бюджет по главе «9» – 148 593,70 руб.; по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 203 763,55руб.

5) По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора Службой выявлен ряд наиболее часто встречающихся в I квартале 2022 года нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора.

Типичные нарушения, выявляемые Службой при проведении проверок:

- нарушения требований проектной документации;

- неудовлетворительная организация строительного контроля;

- низкий уровень документирования результатов строительного контроля;

- нарушения по качеству выполненных строительно-монтажных работ, использование строительных материалов, не соответствующих проектной документации.

Нарушения обязательных требований при осуществлении строительного контроля.

Общие требования к осуществлению строительного контроля устанавливаются статьями 52 и 53 ГрК РФ.

Наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований, допускаемые при осуществлении строительного контроля:

- нарушения при ведении общего журнала учета выполнения работ;

- осуществление функций строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций проводится неуполномоченными лицами в нарушение требований части 2 статьи 52 ГрК РФ.

Нарушения в части организации строительного производства, строительной площадки:

- частично отсутствует ограждение строительной площадки;

- отсутствует ограждение котлована;

- строительная площадка не оборудована пунктом мойки колес.

Нарушения требований проектной документации, нарушения по качеству выполненных строительно-монтажных работ, использование строительных материалов, не соответствующих проектной документации.

Пожарная безопасность:

- не устанавливаются устройства для самозакрывания на противопожарных дверях;

- на полипропиленовых трубах в местах пересечения конструкций с нормируемым пределом огнестойкости (перекрытий) не устанавливаются противопожарные муфты.

Санитарно-эпидемиологические требования:

- в лечебных учреждениях, школах, детсадах, физкультурно-оздоровительных комплексах используются отделочные материалы не в соответствии с проектом (не моющиеся, не подлежащие дезинфекции);

- открывание окон не соответствует проектным решениям;

- не устанавливаются приточные клапана.

Инженерные системы:

- несоответствие применяемых материалов трубопроводов тепловой изоляции проектной документации;

- несоответствие способа соединения трубопроводов (резьбовое соединение, сварные соединения), воздуховодов (направление болтовых соединений, герметичность) проектной документации;

- несоответствие количества и наименований запорно-регулирующей арматуры, монтируемых на инженерных системах проектному решению;

- несоответствие применяемых материалов при устройстве гильз в местах прохода трубопроводов инженерных систем через строительные конструкции (либо их отсутствие), также отсутствие (не соответствие материала) заполнения зазоров между трубопроводами и гильзами проектной документации.

Электроснабжение:

- расположение электротехнического оборудования и электрических изделий в помещениях выполняется в отступление от проектной документации.

Строительно-монтажные работы:

- замена материалов (утеплителей, гидроизоляции) фундаментов, цокольных этажей, НВФ, кровли иных производителей, не предусмотренных проектными решениями;

- нарушения при устройстве кирпичной кладки (толщина швов, перевязка, не проектное армирование).

Для устранения выявленных нарушений подконтрольным субъектам в I квартале 2022 года году государственными инспекторами Службы выданы предписания, за неисполнение которых составлено 43 протокола об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 1,
частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Основными причинами, отрицательно влияющими на качество и безопасность строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются систематически повторяющиеся нарушения требований проектной документации (технических регламентов) и вследствие организации строительного производства – отсутствие системного подхода застройщика и подрядчика к организации строительства, нацеленного на качество и безопасность строительства, реконструкции объектов капитального строительства, формальная организация строительного контроля поставляемых на строительную площадку строительных материалов (изделий).

В целях недопущения возникновения нарушений обязательных требований застройщикам необходимо осуществлять работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе:

- осуществлять контроль качества применяемых строительных материалов. При поступлении на строительную площадку строительных материалов, изделий и конструкций необходимо производить их осмотр на соответствие установленным требованиям, в том числе требованиям проектной документации;

- осуществлять контроль за своевременным ведением исполнительной документации и до завершения процедуры освидетельствования скрытых работ не допускать выполнение последующих работ;

- обеспечивать устранение выявленных нарушений и не допускать продолжения выполнения работ до составления актов об устранении выявленных нарушений согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ.

Для соблюдения порядка строительного контроля технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, исключить возможность делегирования своих полномочий по ведению строительного контроля лицам, в отношении которых этот контроль осуществляется.

Работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При наличии в проектной документации обязательных требований по проведению испытаний строительных конструкций на соответствие их требованиям технических регламентов необходимо обеспечить исполнение проведения испытаний до проведения контроля за безопасностью строительных конструкций согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ.

В случаях если выполнение последующих работ осуществляется более чем через шесть месяцев после проведения контрольных мероприятий (испытания строительных конструкций) необходимо повторно проводить мероприятия по контролю с составлением соответствующих актов согласно части 6 статьи 53 ГрК РФ.

В соответствии с утвержденной в Службе Программой профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на 2019-2022 годы в
I квартале 2022 года проведена работа, направленная на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, в том числе подготовлены и размещены на сайте следующие материалы:

- Обзор поступивших обращений граждан и юридических лиц за 2021 год о выявленных дефектах в процессе эксплуатации многоквартирного дома в период гарантийного срока;

- Обзор правоприменительной практики за 2021 год по делам об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора;

- Обзор несчастных случаев, произошедших в 2021 году на строящихся объектах капитального строительства, расположенных на территории Красноярского края;

- Обзор практики по ч. 2 ст. 54 ГрК РФ за 2021 год;

- Доклад о результатах правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора за 2021 год;

- Информация об основных нарушениях, допускаемых при монтаже сетей и оборудования систем теплоснабжения объектов капитального строительства;

- Информация об основных нарушениях, допускаемых при монтаже наружных и внутренних сетей водоснабжения и канализации объектов капитального строительства;

- Информационный обзор результатов деятельности отдела ОНС-1 по выдаче в 2021 году заключений на поднадзорные отделу социально-значимые объекты, построенные за счет бюджетных средств.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение