Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса за 1 квартал 2022 года

Создано: 22 Апреля 2022

Осуществление государственного строительного надзора регламентировано статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.

Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, предусмотренными пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, являются:

– наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 1 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ);

– выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (пункт 1 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ);

– поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц (пункт 3 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ);

– требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и 



[1] В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.1 раздела 4 Положения о региональном государственном строительном надзоре в Красноярском крае, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30.11.2021 № 842-п, индикатором риска в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является осуществление строительства, реконструкции с нарушением предельных параметров разрешенного строительства.

свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 4 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ);

– истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ (пункт 5 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ).

В отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, выдача решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований не является обязанностью органа, осуществляющего региональный государственный строительный надзор.

Важно отметить, что для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлены исключительные основания (далее – Постановление № 336).

Так, подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 336 установлено, что внеплановые контрольные (надзорные) мероприятий, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся только при условии согласования с органами прокуратуры, в частности:

– при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

– при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

– при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Согласно пункту 10 Постановления № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, проведение указанного мероприятия не требует согласования с органами прокуратуры.

Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

Исходя из анализа частей 2, 4 статьи 54 ГрК РФ, данные обращения подразделяются на информацию о следующих нарушениях в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ (далее – ОКС) (см. Таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п ОКС Нарушения
1

Строящиеся, реконструируемые ОКС, для которых требуется получение разрешения на строительство, но проектная документация которых не подлежит обязательной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ

а) осуществление строительства или реконструкции ОКС без разрешения на строительство;

б) несоответствие ОКС параметрам, указанным в разрешении на строительство

2

ОКС работы по строительству, реконструкции которых завершены, в том числе эксплуатируемые ОКС (за исключением ОКС, имеющих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), для осуществления строительства, реконструкции которых требуется получение разрешения на строительство, но проектная документация которых не подлежит обязательной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ

3 ОКС строящиеся, реконструируемые, работы по строительству, реконструкции которых завершены, эксплуатируемые (для осуществления строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство)

а) несоответствие параметров ОКС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ОКС, установленным правилами землепользования и застройки органа местного самоуправления, предусмотренным частью 1 статьи 38 ГрК РФ, за исключением пункта 1 данной части, частью 1.2 статьи 38 ГрК РФ, например, решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122
«О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов»;

б) несоответствие ОКС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ОКС, установленным документацией по планировке территории (то есть нарушения проекта планировки и (или) проекта межевания территории, предусмотренных статьями 41, 42, 43 ГрК РФ), например, постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015
№ 833 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск»;

в) несоответствие параметров ОКС обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК РФ*, другими федеральными законами.

* Обязательные требования к параметрам ОКС, а именно к объектам индивидуального жилищного строительства, установлены в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, в соответствии с которым объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» объект индивидуального жилищного строительства, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу названного Федерального закона (а именно до 04.08.2018), может превышать параметры, указанные в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), при условии, если параметры такого объекта соответствуют требованиям указанного разрешения на строительство.

Информация обо всех параметрах ОКС, разрешенных к строительству на земельном участке, содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) – организованный в соответствии с требованиями ГрК РФ систематизированный свод документированных сведений, который содержит данные о градостроительном регламенте в отношении земельного участка или ОКС, расположенном на данном земельном участке, на территории органа местного самоуправления, в том числе содержит сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции ОКС установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС или обязательных требований к параметрам ОКС, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами, а также информацию о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС.

Ведение ИСОГД относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляется администрацией органа местного самоуправления, или ее структурным подразделением, например, в муниципальном образовании город Красноярск данные полномочия осуществляет управление архитектуры города Красноярска.

В соответствии с частью 17 статьи 54 ГрК РФ в случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Согласно части 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Выявление органом государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, факта строительства, реконструкции ОКС без разрешения на строительство, факта эксплуатации ОКС без разрешения на ввод его в эксплуатацию (в случаях, если для осуществления строительства, реконструкции ОКС предусмотрено получение разрешений на строительство) влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и части 5 статьи 9.5 КоАП РФ соответственно.

Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ – строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Часть 5 статьи 9.5 КоАП РФ – эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Срок давности привлечения лиц к административной ответственности в сфере градостроительной деятельности, в том числе по части 1, части 5 статьи 9.5 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 51.1 ГрК РФ и частью 21 статьи 55 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны направлять в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а также уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В первом квартале 2022 года в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) поступило 21 обращение граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушениях при строительстве, реконструкции ОКС, а также 12 уведомлений от органов местного самоуправления Красноярского края.

Процентное соотношение указанных обращений, уведомлений, поступивших в Службу в рассматриваемый период, с разделением по группам районов Красноярского края и г. Красноярск представлено на диаграмме.

Информация о результатах рассмотрения службой указанных обращений и уведомлений в первом квартале 2022 года представлена в таблице.

Исходя из анализа представленной в таблице информации, в рассматриваемый период выявлены нарушения только по фактам строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешительной документации, предусмотренной частью 2 статьи 51 ГрК РФ.

В целях профилактики нарушений при строительстве, реконструкции ОКС, Служба осуществляет информирование населения посредством размещения соответствующей информации на сайте Службы, среди которых статьи на темы:

- «Обобщение практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ»;

- «Самовольное строительство на территории г. Красноярска, административная ответственность»;

- «Индивидуальное жилищное строительства: что изменилось»;

- «Самовольное строительство и его последствия»;

- «Осуществление регионального гос. строительного надзора отделом ОНС-3 на территории Красноярского края в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ»;

- «Обзор практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ за первое полугодие 2021 года»;

- «Обзор практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ за 2021 год».

 

 

 

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение