Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, в том числе уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Красноярского края.
Основными задачами Службы являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности обязательных требований.
Перечислим основные нарушения, выявляемые в ходе проведения проверок, в сфере управления многоквартирными домами.
По вопросу соблюдения установленных требований к раскрытию информации организациями, управляющими многоквартирными домами, предусмотренных стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт), основным нарушениям можно отнести: нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, не размещение либо размещение не в полном объеме информации на сайтах сети Интернет и информационных стендах, непредставление в срок ответов на обращения граждан, представление ответов на обращения, не содержащих запрашиваемую информацию.
Согласно пункту 8 Стандарта раскрытие информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России. Формы раскрытия информации организациями, управляющими многоквартирными домами, утверждены приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр. Указанные формы вступили в силу 25.05.2015. В настоящее время еще не все управляющие организации и товарищества собственников жилья раскрывают информацию, предусмотренную Стандартом, по утвержденным формам.
Напоминаем, что с 01.07.2015 утверждены новые тарифы для ресурсоснабжающих организаций на холодное и горячее водоснабжение, тепловую и электрическую энергию, водоотведение, однако не все управляющие организации и товарищества собственников жилья внесли изменения на сайты сети Интернет в указанной части.
Управляющие организации не должны забывать, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в число лицензионных требований входит соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ.
За несоблюдение данных требований предусмотрена административная ответственность.
В сфере управления МКД среди наиболее распространенных нарушений можно отметить воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
За 2014, 2015 годы Службой к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ привлечено 47 управляющих организаций.
В сфере соблюдения требований к созданию и деятельности ТСЖ (ТСН), выбору способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией допускаются нарушения действующего законодательства при проведении общих собраний собственников жилых помещений. Среди основных нарушений можно выделить: несоблюдение порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный статьей 45 ЖК РФ, в том числе отсутствие кворума при принятии решений, несоблюдение процедуры уведомления о проведении собрания, несоблюдение требований к оформлению протокола общего собрания. В случае выявления данных нарушений Служба обращается в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, принимает иные меры реагирования.
Кроме того, часто встречающимся нарушением является подписание договора управления многоквартирным домом менее чем с пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Согласно подпункту 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в случае, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ. В ходе выявления данных нарушений Служба выдает предписание об их устранении, направляет информацию в органы местного самоуправления.
Комментарии