По результатам надзорной деятельности за 2017 год отделом надзора за порядком начисления платы за коммунальные услуги проведено 2642 проверочных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, выявлено 1670 нарушений требований действующего законодательства, выдано 1053 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено и направлено в судебные органы 376 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма денежных средств, которая была возвращена гражданам, по результатам проверочных мероприятий составила 43,4 млн. рублей.
К основным выявленным нарушениям, которые допускали управляющие организации, товарищества собственников жилья в 2017 году при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, относятся:
- начисление размера платы за коммунальную услугу отопление, в том числе нарушение порядка проведения её корректировки, которая предусмотрена действующим законодательством (некорректные объемы тепловой энергии на отопление, отсутствие актуальных данных о площадях в МКД, в том числе о нежилых помещениях в МКД, несвоевременное проведение корректировки, проведение корректировки без учета площадей нежилых помещений);
- начисление платы за горячую воду с учетом применения двухкомпонентных тарифов;
- перерасчеты по коммунальной услуге горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию, использованную на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения), связанный с порядком его проведения;
- выставление платежных документов для оплаты коммунальных услуг в отсутствие на то оснований (отсутствие сведений о многоквартирных домах в реестре лицензий на право управления ими организациями-лицензиатами, отсутствие у организаций-лицензиатов, товариществ собственников жилья заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку в многоквартирные дома коммунальных ресурсов);
- начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды за 2016, за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества за 2017 год (применение некорректных площадей, отсутствие актуальных данных о площадях в МКД, в период с января по май 2017 года в домах МКД не учитывались фактические показания ОПУ, отсутствие надлежащего контроля за работой общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов);
- отсутствие перерасчета и изменения размера платы за коммунальные услуги, в случае их предоставления гражданам ненадлежащего качества;
- отсутствие в платежных документах для внесения платы за коммунальные услуги информации, предусмотренной действующим законодательством, в том числе некорректные сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов в платежных документах;
- начисление платы за коммунальные услуги с учетом предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги;
- начисление платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета (отсутствие в платежных документах начисления платы по среднемесячному объему потребления в случае отсутствия переданных потребителем показаний ИПУ, неверный перерасчет платы за коммунальные услуги при передаче показаний ИПУ в последующие расчетные периоды);
- установление платы за содержание общего имущества в МКД (отсутствуют протоколы общих собраний собственников в МКД, подтверждающие установление применяемой платы за содержание общего имущества, применение платы, установленной для нанимателей жилых помещений по договорам соц. найма).
Комментарии