Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Особенности деятельности по управлению МКД: новые нормы, актуальные вопросы.

Создано: 28 Февраля 2018 Обновлено: 01 Марта 2018

В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно:

1. Расширена сфера осуществления государственного жилищного надзора, посредством включения в часть 1 статьи 20 ЖК РФ проверки соблюдения требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе в рамках осуществления государственного жилищного надзора.

2. Согласно изменениям внесенным в часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки, в настоящее время к ним также отнесены:

- выявление органом государственного жилищного надзора в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

- нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

- факты нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе;

- приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

3. Начиная с 11.01.2018 законодательно в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ закреплено право лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

4. Согласно изменениям внесенным в статью 45 ЖК РФ на управляющую организацию, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива возлагается обязанность по ведению реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющего идентифицировать собственников помещений в данном доме, который также должен содержать сведения о размерах принадлежащих долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива на основании обращения инициатора проведения общего собрания обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить ему этот реестр.

Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре в данном случае не требуется.

5. До внесения соответствующих изменений, редакция статьи 46 ЖК РФ предусматривала обязанность инициатора проведения общего собрания собственников помещений представлять копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива.

С учетом последних изменений предоставлению в управляющую организацию, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива подлежат подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а при выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом данные документы предоставляются в орган государственного жилищного надзора.

Данные изменения внесены в части 1 и 1.1 статьи 46 ЖК РФ.

6. Согласно изменениям внесенным в статью 156 ЖК РФ, за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения управляющая организация будет обязана уплатить штраф.

Устанавливается, в частности, что управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения.

В случае установления нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения путем снижения размера платы за содержание жилого помещения, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за жилое помещение до уплаты штрафа в полном объеме.

Аналогичные изменения, касающиеся нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги внесены в статью 157 ЖК РФ применительно к лицам, предоставляющим коммунальные услуги. 

7. Статья 161 ЖК РФ дополнена частью 3.1 согласно которой, у ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива при прекращении управления многоквартирным домом возникает обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества и пр., в течение трех рабочих дней с даты принятия решения на общим собрании собственников помещений об изменении способа управления домом лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.

Аналогичные изменения, касающиеся прекращения договора управления многоквартирным домом управляющей организацией внесены в часть 10 статьи 162 ЖК РФ. До внесения данных изменений управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана была передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.

8. Ранее часть 7 статьи 162 ЖК РФ определяла, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. Редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ, действующая с 11.01.2018 предусматривает, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

9. Изменения внесенные в статью 162 ЖК РФ в части дополнения ее частью 12 предусматривают, что если фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения по результатам отчета о выполнении договора управления, то указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (данный порядок не установлен). При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

10. Следует отметить, что до принятия рассматриваемого Федерального закона, лицензия на деятельность по управлению многоквартирным домом предоставлялась без ограничения срока ее действия. Согласно изменениям внесенным в часть 4 статьи 192 ЖК РФ – лицензия предоставляется сроком на пять лет. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (данный порядок не установлен).

Положение данной части применяется к ранее выданным лицензиям на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.

11. Изменениями внесенными в часть 1 статьи 193 ЖК РФ расширен перечень лицензионных требований. Начиная с 11.01.2018 к лицензионным требованиям, помимо указанных ранее теперь относится:

отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее.

Лицензиаты, не соответствующие данному лицензионному требованию, обязаны внести изменения в свои учредительные документы, в течение шести месяцев со дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.

12. Исходя из смысла изменений внесенных в часть 2 статьи 193 ЖК РФ,  Правительство Российской Федерации должно определить перечень грубых нарушений лицензионных требований. Положения данной части применяются по истечении десяти дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечня грубых нарушений лицензионных требований.

13. С учетом изменений внесенных в часть 4 статьи 195 ЖК РФ сведения содержащиеся в реестрах лицензий субъекта Российской Федерации, сводном федеральном реестре лицензий и реестре дисквалифицированных лиц подлежат размещению в ГИС ЖКХ.

До внесения соответствующих изменений данные реестры подлежали размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и Минстроя РФ в сети «Интернет».

14. Согласно изменениям внесенным в часть 3 статьи 196 ЖК РФ расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки в отношении лицензиата, к таким основаниям, начиная с 11.01.2018 относится приказ (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданный в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

15. Ряд изменений внесен в статью 198 ЖК РФ.

15.1. Изменениями внесенными в часть 2 статьи 198 ЖК РФ увеличен срок  (пять рабочих дней) размещения лицензиатом сведений в ГИС ЖКХ и направления их в орган государственного жилищного надзора при изменении перечня многоквартирных домов деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления. Ранее этот срок составлял три рабочих дня.

15.2. Изменения внесенные в часть 3 статьи 198 ЖК РФ устанавливают, что в случае если лицензиат не представил сведения о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом, то орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (о включении и (или) об исключении сведений о многоквартирном доме) по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом, а также в случае изменения способа управления ТСЖ, жилищным кооперативом. Данное изменение вступает в силу с 11.07.2018.

15.3. Статья 198 ЖК РФ дополнена частью 3.1, согласно которой если судом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом признано недействительным, но оно послужило основанием для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий, то  орган государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным вносит изменения в реестр лицензий, но не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

15.4. Изменениями внесенными в часть 5 статьи 198 ЖК РФ изменен срок по истечении которого сведения о многоквартирных домах (доме) исключаются из реестра лицензий при назначении лицензиату или должностному лицу лицензиата судом два и более раза административного наказания за неисполнение предписания. Ранее данный срок исчислялся как календарный год, с учетом изменений – двенадцать месяцев со дня выдачи предписания об устранении нарушений.

15.5. Согласно изменениям внесенным в часть 5.1 статьи 198 ЖК РФ сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению исключаются по решению органа государственного жилищного надзора, в случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания.

В редакции действующей до внесения изменений, исключению из реестра лицензий подлежали сведения обо всех домах, в случае если лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, при этом срок исчислялся как календарный год.

15.6. Статья 198 ЖК РФ дополнена новыми положениями (частями 5.2 – 5.4), являющимися основаниями для исключения сведений из реестра лицензий:

- в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований вновь совершено грубое нарушение лицензионных требований (положения данной части применяются по истечении десяти дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечня грубых нарушений лицензионных требований);

- в случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок (исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок);

- в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С учетом изменений внесенных в часть 2 статьи 199 ЖК РФ, приведенные случаи являются также основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, в случае исключения из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Также одним из новых оснований для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

16. Изменен срок в течении которого лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий, а также в случае если действие лицензии прекращено или она аннулирована передает лицу принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом техническую и иную документацию, с двух до трех рабочих дней. Соответствующие изменения внесены в часть 1 статьи 200 ЖК РФ.

17. Статьи 110, 135 ЖК РФ дополнены новыми частями, согласно которым в случае выбора способа правления многоквартирным домом жилищным кооперативом или ТСЖ, а также в случае изменения способа управления жилищным кооперативом либо ТСЖ, данные кооператив или товарищество в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации кооператива, товарищества, либо принятия решения об изменении способа управления кооперативом или товариществом предоставляют сведения о регистрации, либо о выбранном способе управления в орган государственного жилищного надзора. Данное изменение вступает в силу с 11.07.2018.

18. Статья 161 ЖК РФ дополнена частью 17 согласно, которой управление многоквартирным домом, в отношении которого не выбран или не реализован способ управления, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления осуществляется управляющей организацией, определенной органом местного самоуправления, имеющей лицензию вплоть до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления или до заключения договора с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но не более 1 года. Данное изменение вступает в силу с 12.01.2019.

II. Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах» внесены изменения в статью 36 ЖК РФ, согласно которым в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома отнесено оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме.

Также предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

III. Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.5 КоАП РФ  дополнена частью 24.1 согласно, которой установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства РФ о ГИС ЖКХ.

За данное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 5000 рублей до 10000 рублей.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros