Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Права и обязанности потребителей коммунальных услуг

Создано: 31 Марта 2020

 

Ежедневно люди выступают в роли потребителей коммунальных услуг. Основным нормативным правовым актом, регулирующим права и обязанности потребителя коммунальных услуг являются Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354).

Правила № 354 содержат определение понятия коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). С 01.01.2019 к коммунальным относится и услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Неразрывно связано с понятием коммунальных услуг понятие коммунальные ресурсы: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Если с правами потребители хоть как-то знакомы, то об обязанностях зачастую забывают! Поэтому начнем именно с обязанностей, закрепленных в п. 34 Правил № 354. Так как указанные Правила находятся в свободном доступе, отсутствует необходимость их цитирования, поэтому остановимся на основных обязанностях, неисполнение которых зачастую оборачивается убытками для потребителей, и курсивом будем давать краткие комментарии исходя из практики. Потребитель обязан:

- при обнаружении неисправностей, повреждений индивидуального прибора учета, нарушения целостности пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу. Так, например, если, при проведении проверки индивидуального прибора учета будет установлено отсутствие пломбы, то исполнитель вправе произвести доначисление платы потребителю за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги исходя из объемов, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период несанкционированного подключения;

- использовать общедомовые (в т.ч. установленные исполнителем или иной организацией), индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Сохранять установленные исполнителем контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В случае окончания срока поверки начисление платы первые три месяца проводится по среднему объему потребления за предыдущие периоды, а затем по нормативу потребления исходя из количества зарегистрированных граждан с применением повышающего коэффициента 1,5, т.е. рассчитанный объем умножается еще на 1,5;

- обеспечивать проведение поверок установленных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, а также незамедлительно направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета.

- допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ, в том числе для ликвидации аварий;

- допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний приборов учета, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета;

- информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано прибором учета;

- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги;

- при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

Дополнительно хочется отметить, что соблюдая эти несложные правила, потребители смогут избежать многих проблем, зачастую связанных с потерей времени на выяснение отношений с исполнителем, денежных средств и нервных клеток!

О том, что потребитель не вправе делать, мы можем узнать в п. 35 Правил № 354:

- использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем;

- самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы (батареи), предусмотренные проектной и (или) технической документацией на дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления;

- самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

- несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В данном случае хочется обратить внимание, что если вы считаете, что инженерные системы в помещении находятся в аварийном состоянии, либо проводя ремонт вы хотите заменить морально устаревшие инженерные системы на современные, необходимо обратиться в управляющую компанию за получением согласования, предоставив информацию о планируемых работах.

Согласно п. 33 Правил № 354, существует широкий перечень прав потребителей коммунальных услуг, перечислим некоторые из них:

- получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

- получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

- требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

- требовать изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий;

- принимать решение об установке прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного прибора учета, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

- при наличии прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 25-го числа текущего расчетного периода;

- требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;

- требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета;

- требовать от исполнителя проверки состояния приборов учета в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.

По данному разделу хотелось бы отметить, что хоть законодатель и не возложил на потребителей обязанность по передаче показаний исполнителю в каждом расчетном периоде, а только предоставил нам такое право, для наиболее точного начисления платы за коммунальные услуги, избежания начислений «по среднему», по нормативу, служба рекомендует пользоваться своим правом о передаче показаний до 25-го числа текущего расчетного периода ежемесячно!

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение