Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение практики по административным делам, с выделением наиболее часто встречающихся нарушений при осуществлении государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за 3-й квартал 2020

Создано: 29 Октября 2020 Обновлено: 29 Октября 2020

Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) за 3-й квартал 2020 года зарегистрировано 107 дел об административных правонарушениях предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрено 86 дел об административных правонарушениях, из них 65 дел рассмотрены должностными лицами Службы в пределах компетенции (в том числе по материалам прокуратуры в количестве 46 дел, по материалам МУ МВД России - 5), 21 дело - судами. Наложено административных штрафов на общую сумму 857 000 руб.

В связи с изменением законодательства о контрольно-надзорной деятельности в 2020 году (Постановление Правительства от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), связанного с обострением экономической ситуации, вызванной пандемией, и ограничивающее проведение плановых/ внеплановых проверок, существенно возросла доля профилактических мероприятий при осуществлении Службой полномочий по контролю (надзору).

С учетом изложенного, основная часть дел об административных правонарушениях рассмотрена Службой по материалам прокуратуры.

Так, например, управляющими организациями в нарушение требований ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) и пп. 5-7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее - Требования) не регулярно и не в полном объеме, перечислялись платежи от населения за потребленные коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416), которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил № 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил № 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры поставки коммунальных ресурсов, в соответствии с Требованиями.

Пунктом 5 Требований установлен порядок определения размера платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающих организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя.

Согласно п.п. 6, 7 Требований платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.

Исходя из анализа указанных норм, следует, что управляющая организация обязана своевременно и в полном объеме перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям. Соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит контролю.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного суда РФ от 22.11.2018 № 53-АД18-10.

Особое внимание уделяется Службой нарушениям правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, которыесущественно нарушают охраняемые общественные отношения, поскольку создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

Газифицированные жилые здания являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 4.4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ГОСТ Р 22.1.12.-2005).

Например, в 3 квартале 2020 года Службой привлечены к административной ответственности должностные лица управляющих компаний за такие нарушения, как уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования, отсутствие принятых мер по техническому обслуживанию и прохождению диагностики газового оборудования, по несвоевременному прохождению диагностики газового оборудования.

Согласно пп. «б» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Пунктом 5 Правил № 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения и тд.

В соответствии с п. 21 Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме включают в себя:

- организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;

- организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;

- при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, организацию проведения работ по их устранению.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).

В силу п. 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.

Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденных Приказом Госстроя России от 03.05.2020 № 101 (МДС 42-1.2000) предусмотрена необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы -30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведение работ по его техническому диагностированию возникает у обслуживающей организации с момента начала обслуживания многоквартирного дома.

Следует отметить, что сам факт заключения договора (после выявления административного правонарушения) еще не свидетельствует о выполнении указанных в нем работ, в связи с чем угроза безопасности жизни и здоровью граждан на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, т.е. возможность наступления вредных последствий, сохраняется.

Службой, также рассмотрены материалы дел, направленных прокуратурой в области нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (например, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов).

Службой по материалам МУ МВД России привлечены к административной ответственности физические лица за курение табачных изделий в запрещенных для курения местах.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается в том числе и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 6.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма урегулированы положениями Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ). Федеральный закон № 15-ФЗ прямо или косвенно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны.

Нормы Конституции РФ закрепляют, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). В п. 5 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

Граждане, как устанавливает Федеральный закон № 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях.

Службой в 3 квартале 2020 выявлены нарушения правил пользования жилыми помещениям (Самовольные переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме).

Встречаются и такие правонарушения как, использование жилых помещений не по назначению.

Так, государственным инспектором на момент осмотра жилого помещения в многоквартирном доме установлено, что в помещении находились витрины с товаром (косметические средства, БАДы), офисная мебель, предметы домашнего обихода отсутствовали, организованы рабочие места. Вход в данное помещение находился со стороны главного фасада, на входе имеются вывески с названиями организаций («АРГО», «Ремонт», «Сервисный центр», «Адвокат»), предоставляемыми услугами и графиком работы и доступ в жилое помещение осуществляется беспрепятственно.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).

Следует отметить, что с 01.10.2019 года Федеральным законом от 15.04.2019 № 59-ФЗ внесены изменения в ст. 17 ЖК РФ, на основании которых не допускается размещение в жилых помещениях гостиниц, а жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение