Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение судебной практики по административным делам за 4 квартал 2020

Создано: 08 Февраля 2021 Обновлено: 08 Февраля 2021

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) обеспечила участие в 95 судебных заседаниях при рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции всех инстанций (первой, апелляционной, кассационной, надзорной) административных и гражданских дел в соответствующих сферах деятельности Службы в том числе в судебных заседаниях судов г. Красноярска и Красноярского края.

Подготовлено более 67 отзывов и заявлений по вопросам обжалования предписаний, выданных по результатам проведенных Службой контрольно-надзорных мероприятий, решений и действий Службы, а также постановлений по делам об административных правонарушениях.

Сформировалась обширная судебная практика по делам о внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края.

Суд пришел к выводу, что в случаях предусмотренных ч. 1.1 ст. 46, ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган государственного жилищного надзора проводит внеплановую проверку в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно, положениями ч.3 ст. 198 ЖК РФ, в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатов, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки.

В то же время, орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Суд исходил из следующего. Закрытый перечень видов проверочных мероприятий, инспекций, а также муниципальных и государственных проверок и надзоров, на которые не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ, закреплен в ч. 3 и 3.1 ст. 1 данного закона. Следовательно, непоименные в данных положениях виды государственных проверок надлежит проводить с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ.

Кроме того, частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что могут устанавливаться другими федеральными законами особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении лицензионного контроля и жилищного надзора.

Таким образом, указанные виды контрольно-надзорных мероприятий в силу прямого указания подпадают под регулирование Федерального закона № 294-ФЗ с возможностью установления другими федеральными законами особенностей их проведения по названному в ч. 4 ст. 1 перечню вопросов. При этом, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), также прямо предусматривает, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с ч. 4 ст. 1 настоящего Федерального закона

Таким образом, в отношении мероприятий лицензионного контроля за деятельностью управляющих компаний федеральным законодательством могут быть установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Такие особенности в части получения согласований и порядка уведомления о проведении проверки установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, согласно которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пп.1, 4, 5 ч.10 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований   проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Особенности в части определения оснований для проведения внеплановой проверки, применительно к рассматриваемым обстоятельствам установлены в соответствии с положениями ч.3 ст. 198 ЖК РФ: поступления сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением и заключением нового с ним договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, положения ч. 3 ст. 198 ЖК РФ предусматривают специальное основание для проведения внеплановой проверки выявленных уполномоченным органом государственной власти при реализации полномочий в области регулируемой деятельности лицензиатов при осуществлении лицензируемого вида деятельности, положения ст. 196 ЖК РФ – особенности организации ее проведения в виде неосуществления согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении. Иные особенности проведения внеплановых проверок в указанных в ст. 46 и 198 ЖК РФ случаях действующим федеральным законодательством не предусмотрены.

Какой-либо специальный порядок организации и проведения проверки – действующим законодательством также не предусмотрен. Равно как проведение данного вида проверки в качестве исключения из сферы действия Федерального закона №294-ФЗ не поименовано. Таким образом, при организации и проведении внеплановой проверки, необходимость проведения которой обусловлена положениями ч. 1.1 ст. 46 и ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, во всем остальном надлежит руководствоваться положениями Федерального закона №294-ФЗ.

По вопросам предоставления региональным оператором услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в определенный период коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома фактически не оказывалась, при этом в указанный период производилось начисление и выставление платы за данную услугу.

Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении региональным оператором п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), пп. «а» и «г» п. 148(22) Правил № 354, п. 17 Приложения № 1 к указанным правилам.

Предписанием на заявителя возложена обязанность в срок произвести перерасчет начисленной и выставленной платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за соответствующий период.

В соответствии с пп. «а» и «г» п. 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

- предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;

- производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В ходе проверки установлено, что договор на оказание услуги по вывозу ТКО между собственником жилого дома и региональным оператором не заключался, контейнерная площадка и контейнер на придомовой территории отсутствуют, доказательств заключения договора путем совершения конклюдентных действий региональным оператором не представлено. Факт отсутствия контейнерной площадки и контейнера на придомовой территории жилого дома № 3 подтверждается фотосъемкой.

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО региональным оператором доказательств оказания услуги по обращению с ТКО в соответствующий период в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности) в соответствии с требованиями пп. «а» п. 148(22) Правил № 354, пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, не представлено.

Представленный региональным оператором маршрутный журнал, не содержит сведений о погрузке - выгрузке ТКО с придомовой территории жилого дома.

Представленные в адрес службы сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС в электронном виде, не содержат сведений об остановке транспортных средств на придомовой территории жилого дома; сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС о движении и остановках автотранспорта не представлены.

Документов, подтверждающих принадлежность автотранспорта также не представлено.

С учетом изложенного не возможно достоверно из представленных заявителем в ходе проверки документов установить факт оказания услуги по вывозу ТКО.

Обязанность по оснащению аппаратурой спутниковой навигации каждого мусоровоза, а также по ведению маршрутных журналов по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрена пунктами 27 и 30 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).

Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018 (п. 27 Правил № 1156).

Согласно п. 30 Правил № 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Суд соглашается со Службой, что не предоставление указанной информации дает государственному органу основания полагать, что коммунальная услуга фактически не оказывалась, что согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А33-23170/2019 и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.03.2020 N Ф02-900/2020 по делу N А33-23170/2019.

Кроме того суд признает довод Службы, что сам по себе маршрутный журнал не подтверждает оказание потребителю коммунальной услуги надлежащего качества, а лишь отражает сведения о движении мусоровоза.

Данные маршрутных журналов создаются сотрудниками юридического лица и заполняются водителем, то есть заинтересованными лицами, поэтому такие сведения должны подтверждаться также сведениями системы ГЛОНАСС. Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2020 N Ф08-4813/2020 по делу N А63- 4828/2019.

Кроме того, суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что в непосредственной близости спорных домов не предусмотрено размещение контейнерных площадок не освобождает общество от обязанностей по договору оказания услуг.

Также, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные дли накопления отходов других лиц (п. 148(26) Правил №354).

Довод регионального оператора о том, что нарушение качества предоставления услуги по обращению с ТКО отсутствует, так как требования периодичности вывоза ТКО установлены только для мест накопления, осуществление сбора мусора от частных домовладений, для потребителей не имеющих индивидуального контейнера для сбора ТКО, в настоящее время производится бесконтейнерным (мешковым) способом, требования к периодичности вывоза которого действующим законодательством не установлены, противоречит действующему законодательству.

По вопросам обжалования действий службы, в части несогласия с ответами на обращения в связи с их неполнотой.

Районный суд оценивая доводы истца в части несогласия с ответами на его обращения в связи с их неполнотой, пришел к следующим выводам.

Служба в соответствии с возложенными полномочиями на основании п. 3.10 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее - Положение от 03.04.2012 № 143-п), рассматривает обращения граждан, входящие в компетенцию Службы в соответствии с Федеральным законом от 21.04.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно пункту 1.1 Положения от 03.04.2012 № 143-п, служба является органом исполнительном власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с пунктом 3.3. Положения от 03.04.2012 № 143-п в компетенцию службы входит принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, принятие мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушении, в том числе, путем выдачи предписании об устранении выявленных нарушении, является правомочием Службы и может применяться (либо не применяться) должностными лицами Службы по своему усмотрению, основанному па исследовании доводов обращений заявителя и материалах проверки. При этом Служба самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать Службу принять по итогам проверки то или иное конкретное решение. Непринятие Службой мер реагирования на заявление гражданина не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Исходя из анализа направленных заявителем обращений и ответов на них, суд приходит к выводу о том, что порядок и сроки рассмотрения обращений, и направления ему ответов, не нарушены. Обращения были рассмотрены уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке и на них даны мотивированные письменные ответы. Само по себе не согласие заявителя с содержанием ответов, не может свидетельствовать о незаконности действий административного органа при рассмотрении обращений, последние считаются рассмотренными не только в случае удовлетворения просьбы заявителя.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение