Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Некоторые вопросы теории и правоприменительной практики

Создано: 28 Апреля 2017 Обновлено: 04 Мая 2017

Немаловажное  значение в рамках деятельности государственных органов играет факт получения участниками административных правоотношений корреспонденции, содержащей юридически значимую информацию.  Однако на практике возникает множество вопросов, относительно надлежащего уведомления сторон о процессуальных событиях. Вместе с тем,  несоблюдение установленного порядка уведомления субъектов может привести к признанию отдельных административных процедур, а в ряде случаев результатов проверок в целом – недействительными. Так, например, согласно ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее, чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Несоблюдение указанной нормы является грубым нарушением действующего законодательства и ведет к признанию результатов проверки недействительными.

В связи с актуальностью данной темы, в статье будут освещены основные способы уведомления, предусмотренные законодательством, с учетом сложившейся правоприменительной практики.

Наиболее значимыми этапами административного производства, требующими надлежащего уведомления участвующих лиц, являются: составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении. Требования, к надлежащему извещению лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении закреплены в ст. 25.15 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 указанной статьи, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Рассмотрим названные способы более подробно.

Уведомление лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях по средствам направления заказного письма с уведомлением о вручении.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно с. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» правовое регулирование отношений в области почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что исходя из п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Соответственно, неявка лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, в отделение почтовой связи по своему юридическому адресу за получением почтовой корреспонденции, не может расцениваться как нарушение административным органом установленного порядка извещения.

Однако если при допущенных органом связи нарушениях Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 почтовое извещение не было получено лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, по не зависящим от него причинам, оно не может считаться надлежаще извещенным.

Уведомление лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях телефонограммой или телеграммой, а также по средствам факсимильной связи и электронной почты.

При уведомлении указанными способами необходимо руководствоваться следующем.

Во-первых, административный орган должен располагать сведениями, о  том, что  номер телефона (адрес электронной почты), по которому направляется уведомление, принадлежит адресату. Доказательством данного факт может являться распечатка с официального сайта юридического лица, содержащая номер телефона (электронный адрес) либо распечатка с сайта, на котором в силу закона, юридические лица обязаны раскрывать информацию о своей деятельности; официальный бланк юридического лица, в котором указан номер телефона (электронный адрес).

При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его номеру факса, адресу электронной почты, указанным самим юридическим лицом, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные о номере факта, адресе электронной почты юридического лица, ссылаться на недостоверность таких данных либо на многоканальность указанных номеров (адресов), в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу № А33-11017/2014.

Во-вторых, необходимо обратить внимание, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 5184/12 по делу № А40-103033/11-79-895 сам по себе отчет об отправке факса, не позволяющий установить, что по факсу в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также факт его получения, не свидетельствует о надлежащем извещении этого лица. Таким образом, документ, подтверждающий факт направления факса, телефонограммы, электронного письма, должен позволяет достоверно установить, когда он был направлен, какой именно документ и с каким содержанием был направлен абоненту, каким должностным лицом он был принят, был полученный документ читаем. 

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение