Обзор административной практики службы за 2017 год.

Создано: 26 Января 2018 Обновлено: 26 Января 2018

Административная практика в 2017 году  складывалась исходя из решений основных задач, стоящих перед Службой,  по осуществлению  строительного надзора и жилищного контроля на территории Красноярского края в интересах граждан.     

Количество зарегистрированных дел об административном производстве за 2017 год составило 3 352 дел.

Службой рассмотрено 1072 дела, из которых: по 292 делам объявлены предупреждения, 93 возвращены, 2 направлены по подведомственности,  по 685 делам назначены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 11 774 400,00 рублей, в том числе: по строительным составам назначены штрафы на сумму 5 486 400,00 рублей, по жилищным составам штрафы составили 2 850 000,00 рублей, по долевым составам 3 438 000,00 рублей.

Мировыми судами  Красноярского края по материалам дел, подготовленных Службой, вынесены решения по 2544 делам (с учетом дел, зарегистрированных ранее, но рассмотренных за отчетный период) о наложении штрафных санкций на общую сумму 35 549 800,00 рублей.

Арбитражным судом Красноярского края на основании заявлений и материалов, подготовленных Службой, вынесены 15 решений о назначении административных штрафов (в отношении юридических лиц по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ) на общую сумму 515 000,00 рублей.

Наряду с назначением наказаний за правонарушения в жилищной и строительной сферах, приоритетным направлением Службы в 2017 году являлась профилактика нарушений при осуществлении лицензионного, жилищного и строительного надзора.  Так, в 2017 году  Службой выдано 408 предостережений.     

Службой надлежащим образом организован контроль за исполнением вынесенных постановлений и оплатой административных штрафов. К лицам, своевременно не оплачивающим постановления о наложении взыскания, применяются меры административного воздействия, предусмотренные частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Так, в течение 2017 года по части 1 статьи 20.25 составлено 32 протокола, из которых по 23 делам мировыми судами наложены штрафные санкции на общую сумму 782 000, руб.  Сумма взысканных штрафных санкций за 2017 год составила 104 904, 93 руб.  Службой  подготовлено 230 писем в отделы судебных приставов по месту жительства должников для возбуждения исполнительного производства. Практика взаимодействия со Службой судебных приставов показывает, что неоплаченные штрафы, наложенные в 4 квартале 2017 года (и ранее) поступят в I-II кварталах 2018 года.

Всего за 2017 год по результатам  рассмотрения административных материалов, службой и судебными органами, вынесено административных штрафов на общую сумму 47 839 200,00 рублей по 3352 делам.

Сумма взысканных штрафных санкций за 2017 год составляет 18 148 900 рублей 00 копеек.

В течение 2017 года представители Службы приняли участие в 720 судебных заседаниях по 341 обжалованному предписанию и постановлению о наложении взыскания.

В течение  2017  в  государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства по 1524 делам  внесена информация о лицах, привлеченных к административной ответственности в виде штрафа.

По 2 850 делам  в Единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесены сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц, по 1318 делам внесены данные по исполнительному производству.

В 2017 году на территории Красноярского края неоднозначно складывалась судебная практика по вынесению решений по административным составам, по которым составление протоколов об административных правонарушениях отнесено к компетенции Службы.

Так, в первом полугодии  2017 года одним из проблемных вопросов  судебной практики явилось  прекращение судами   административных дел на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава административного правонарушения),  возбужденных  Службой по ч. 24
ст. 19.5 КоАП РФ, по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее – лицензиатами).

Позиция судов была  основана на том, что в силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом и соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта. Исходя из данной позиции  суды прекращали административные дела  с указанием   в мотивировочной части, что за нарушения, допущенные лицензиатами Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 предусмотрена специальная ответственность по ст. ст. 7.22, 7. 23 КоАП РФ.

Благодаря плодотворной работе Службы по этому направлению во второй половине 2017 года судебная практика  кардинально изменилась,   мировые суды стали привлекать к административной ответственности лицензиатов за нарушения лицензионной деятельности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, по
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Так, в 2017 году мировыми судами Красноярского края по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ привлечено к административной ответственности по  638 делам  с назначением наказаний в виде штрафов на общую сумму 14 283 500 руб., по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ привлечено к административной ответственности по 324 делам на общую сумму 13 210 000, 00 руб. 

На протяжении 2017 года остро стоял вопрос по моменту законности начала управления многоквартирным домом (далее – МКД) управляющей компанией – лицензиатом. Так, ряд управляющих компаний при наличии договора управления, договоров с РСО  осуществляли деятельность по  управлению МКД без включения МКД в  реестр лицензий Красноярского края.  В свою очередь, Служба была  вынуждена  выдавать предписания по таким случаям, которые в последующем, были признаны  судами  законными и обоснованными.  

Вместе с тем, во втором полугодии 2017 года    практика Арбитражного суда Красноярского края исходила из следующего. Управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех  трех условий, а именно: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих  сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат. В настоящее время в этом споре поставлена точка. Федеральным законом  от 31.12.2017 № 485-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены соответствующие изменения, подтвердившие законность действий Службы  по выдаче предписаний управляющим компаниям, осуществляющим деятельность по управлению МКД без включения МКД в реестр лицензий Красноярского края.

Одним из основных нарушений обязательных требований являлось выставление управляющими компаниями платежных документов в отсутствии договоров с РСО. Судебная практика здесь  сложилась однозначно, по всем таким нарушениям по возбужденным административным производствам Службы  управляющие компании были привлечены судами к административной ответственности.    

Очередной  проблемой  неправильного применения норм жилищного законодательства в 2017 году явилось начисление Управляющими компаниями г. Красноярска и Красноярского края  собственникам жилых помещений платы  за коммунальные ресурсы, используемые  при содержании общего имущества в МКД исходя из нормативного  потребления без учета фактического потребления  коммунальных услуг по приборам учета.  Кропотливыми усилиями отдела по правовым вопросам, выданные по указанным нарушениям предписания Службы  были признаны Арбитражным судом Красноярского края законными и обоснованными, подтверждены позицией Третьего арбитражного   апелляционного суда,  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (дело № А33-10226/2017). Таким образом, выданные Службой предписания позволили снять социальную напряженность и вернуть собственникам жилых помещений в МКД  излишне начисленную Управляющими компаниями  в 2017 году плату за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в МКД исходя из фактического потребления коммунальных услуг по приборам учета. 

В 2017 году Арбитражным судом Красноярского края было отказано ряду Управляющих компаний в удовлетворении требований о признании незаконными предписаний Службы. Так, в Арбитражном суде Красноярского края Служба доказала, что вентиляционная шахта в МКД относится к общему имуществу собственников МКД и лица, ответственные за надлежащее содержание указанного дома обязаны устранить нарушения, связанные с плохой работой вентиляции, создающей собственникам МКД некомфортные условия (дело № А33-20758/2017).  Решением Арбитражного суда  Красноярского края от 12.12.2017 года УК «Холмсервис» было отказано в удовлетворении требований по признанию незаконным предписания Службы.

09.11.2017 года в ходе судебного заседания по оспариванию ООО ГУК «Жилфонд» предписания о необходимости устранения нарушений, связанных с растрескиванием штукатурно-окрасочного слоя на стенах лестничных клеток МКД, Служба доказала, что выявленные в ходе проверки нарушения относятся к текущим ремонтным работам и должны быть устранены Управляющей компанией независимо от решения общего собрания. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.  С учетом представленных Службой доказательств законности выданного УК предписания, Арбитражный суд Красноярского края отказал ООО ГУК «Жилфонд» в удовлетворении своих требований.

В 2017 году на территории г. Красноярска и Красноярского края сложилась неоднозначная практика  по рассмотрению судами административных дел, составленных Службой  по результатам проверок проведенных органами местного самоуправления. Так, в 2017 году из 36 административных дел только по трем судами приняты решения о назначении наказания по ч.2
ст. 14.1.3 КоАП РФ, пять возвращены, по 28 административным делам приняты решения о прекращении по
п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.

Основные доводы судей  сводятся к тому, что привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ по результатам контрольных мероприятий органов местного самоуправления возможно только в том случае, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля. Аналогичную позицию занимает Красноярский краевой суд.  

Для решения данной проблемы, Службой подготовлены и направлены соответствующие письма в органы государственной власти с предложением подготовки проекта о внесении  соответствующих изменений  в статью 4  Закона Красноярского края от 07.02.2013  № 4-1047 «О  муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля» о наделении ОМС права  при  проведении проверок по  лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. 

 В 2017 году по ходатайству Службы  мировыми судами в ходе  рассмотрения административных дел, впервые за систематические нарушения юридическим лицом обязательных требований установленных жилищным законодательством,     к двум должностным лицам Управляющих компаний применены меры наказания в виде дисквалификации  сроком на три года. 

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Виртуальный консультант