Пресечение нарушений - предостережение

Создано: 28 Февраля 2018 Обновлено: 28 Февраля 2018

В настоящее время органы государственного надзора выполняют ряд важнейших функций для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства. С 01.01.2017 главный нормативный правовой акт, регулирующий деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –  Федеральный Закон № 294 - ФЗ) был существенно изменен, так преобразования коснулись  основных понятий, порядка и оснований проведения проверок. Само понятие государственного контроля (надзора) расширилось и стало включать деятельность по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Предупреждение и профилактика нарушений, несомненно, является одной из важнейших целей деятельности по надзору, с целью реализации которой Федеральный Закон № 294 – ФЗ, дополнен статьей 8.2, касающейся полномочий надзорных органов в сфере предупреждения правонарушений, в частности, полномочий по выдаче предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. 

Порядок составления и направления таких предостережений надзорным органом, подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем возражений на него, рассмотрения возражений, подачи уведомления об исполнении предостережения, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 166  «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее -  Правила). Так, при поступлении в надзорный орган сведений о нарушении обязательных требований, в течение тридцати дней орган выносит предостережение, содержащее указание на нарушенные требования, информацию о действиях (бездействии), являющихся нарушением или которые могут привести к нарушению обязательных требований, а также напоминание о направлении уведомления об исполнении предостережения.

Законодательное закрепление за органами государственного надзора полномочий по выдаче предостережений носит превентивный характер и применяется при соблюдении ряда условий: выявленное (готовящееся) нарушение  не причинило вред жизни и здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также не создало непосредственную угрозу таких последствий, кроме того, предполагаемый субъект ответственности не должен иметь фактов привлечения к ответственности ранее за нарушение соответствующих требований. Учитывая указанные выше условия вынесения предостережения, практика правоприменения показывает недостаточную эффективность такой меры воздействия на субъекта ответственности, поскольку в большинстве субъектов, в частности в Красноярском крае, крупные юридические лица, осуществляют свою деятельность довольно длительное время и имеют ряд поднадзорных объектов, будь то деятельность по строительству или управлению многоквартирными домами. Вместе с тем, закон позволяет вынести предостережение в отношении юридического лица по факту нарушения (как выявленного, так и готовящегося) в отношении деятельности юридического лица в целом, но не в отношении конкретного объекта, что не позволяет надзорному органу применить данную меру воздействия по иному объекту, если аналогичные требования закона уже были нарушены  ранее, пусть и в отношении другого многоквартирного дома или строящегося объекта недвижимости.  Получается, что предостережение будет являться эффективной мерой воздействия в отношении лиц, являющихся «новичками» и имеющих относительно небольшое количество поднадзорных объектов. 

Кроме того, предостережение не содержит  властно – распорядительных предписаний (не является ненормативным правовым актом), а значит, его неисполнение не повлечет применение каких – либо санкций, но и не сможет быть обжаловано в судебном порядке лицом, в адрес которого оно было выдано. 

Реализуя требования законодательства о проведении профилактики нарушений обязательных требований, за 2017 год Службой выдано 408 предостережений. На 2018 год также разработан план профилактических мер, предусматривающий выдачу предостережений подконтрольным субъектам. Представляется, что внесение законодателем изменений в части условий вынесения предостережения, позволив применить такую меру в отношении каждого конкретного объекта, безусловно, повысит эффективность предостережения и предупредить множество правонарушений.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Виртуальный консультант