Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Основные изменения в градостроительном законодательстве в 2017-2018 годах

Создано: 24 Сентября 2018 Обновлено: 24 Сентября 2018

В последнее время градостроительное законодательство Российской Федерации динамично развивается, дополняется новыми нормативно-правовыми актами, действие которых направлено на устранение пробелов законодательства и эффективность его применения.

Особо значимо в 2017 году изменения затронули институт саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ и вступили в силу с 01.07.2017.

Главными направлениями реформы в области саморегулирования являются: региональный принцип формирования саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРО); отмена свидетельства о допуске к работам; вывод «из тени» компенсационных фондов; введение дополнительной ответственности за неисполнение государственных и муниципальных строительных контрактов; расширение полномочий СРО по разработке и применению единых стандартов деятельности; формирование Национального реестра специалистов в области строительства.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ, в частности уточнен понятийный аппарат «саморегулируемая организация», «технический заказчик». Установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (позже добавлены ч. 2.1 ст.52, ч.ч. 5 и 6 ст. 55.31).

Работы по договорам о строительстве, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, также должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, если иное не установлено Градостроительным кодексом РФ. Одним из исключений является размер обязательств. В случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей, то членство в СРО не требуется. Второе исключение касается организационно-правовой формы юридических лиц.

Изменен предмет государственного строительного надзора, в части выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Так как с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, то с указанной даты теряет свою актуальность «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Градостроительный кодекс дополнен статьей 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства. Введено понятие специалиста по организации соответствующих строительных работ. Им является физическое лицо, которое имеет право осуществлять трудовые функции по организации выполнения строительных работ в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в соответствующей области. Определены должностные обязанности специалистов.

Законодательная база в соответствующей сфере деятельности дополнена многими подзаконными актами, основной задачей которых является создание условий для повышения качества и безопасности строительства.

В августе 2018 года приняты Федеральные законы №№ 340-ФЗ, 341-ФЗ, 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ направлен на совершенствование законодательства в сфере индивидуального жилищного строительства (ИЖС), государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек.

Федеральным законом уточняется определение объекта ИЖС. Регулирование предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов ИЖС направлено на установление единых требований к таким параметрам. При этом органы местного самоуправления вправе в правилах землепользования и застройки устанавливать ограничения таких параметров путем утверждения градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам.

Вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Регламентируется процедура направления соответствующих уведомлений; устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда указанным органом может быть направлено уведомление о несоответствии планируемых параметров объекта капитального строительства установленным параметрам и (или) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома на земельном участке или уведомление о несоответствии построенного, реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Восполнен пробел, предусматривающий возможность осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, проектная документация которых не требует проведения экспертизы, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), при поступлении в указанные органы информации о нарушениях при строительстве, реконструкции таких объектов установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К таким объектам относятся в том числе, но не исключительно, объекты капитального строительства, разрешение на строительство, реконструкцию которых не требуется:

- строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек;

- строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства.

В отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, принципиально изменен предмет государственного строительного надзора и результаты проведенной проверки. На органы государственного строительного надзора возложена обязанность в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направлять в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства. Введено понятие «снос»; определены документы, необходимые для осуществления сноса; требования, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса; вводится норма о том, что на основании договора о сносе, заключаемого с застройщиком или техническим заказчиком, работы вправе выполнять только индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами СРО, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ.

Также Федеральным законом вводятся нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.

На органы местного самоуправления возлагается обязанность снести самовольную постройку в случае, если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.

Другой Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на комплексное совершенствование законодательства в области градостроительной деятельности.

Указанным Федеральным законом корректируется понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ; предусматривается ряд нововведений в части подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы; уточняются и дополняются положения Градостроительного кодекса РФ об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, органам власти предоставляется право на безвозмездное использование такой проектной документации; уточняется предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации, в том числе проводимой в отношении объектов, строительство которых осуществляется с использованием бюджетных средств; органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям; расширяется состав сведений и материалов, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, уточняется порядок их создания и эксплуатации, доступа к сведениям, содержащимся в ГИСОГД;

предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства; в Земельном кодексе РФ закрепляются цели, виды и общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Перечисленные Федеральные законы предусматривают переходные положения.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение