Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Информационный обзор изменений в лицензионном и жилищном законодательстве в 2018 году

Создано: 28 Марта 2019 Обновлено: 28 Марта 2019

Региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба).

Под государственным жилищным надзором понимается деятельность Службы, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Под лицензионным контролем понимается деятельность Службы, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований.

В этом обзоре  систематизированы самые актуальные поправки, которые произошли в жилищном и лицензионном законодательстве в 2018 году.

Совершенствуется порядок осуществления государственного контроля (надзора) и правовое регулирование лицензионного контроля

В частности, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ наделены полномочиями по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (Федеральный закон от 03.08.2018 N 316-ФЗ; Письмо Ростехнадзора от 02.08.2018 N 11-00-12/9986)

Постановлением Правительства Красноярского края от 21.09.2018
№ 533-п утвержден перечень видов регионального контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход в Красноярском крае. В указанный перечень вошли региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на осуществление указанных видов надзора, является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Предусматривается перечень грубых нарушений лицензионных требований, повторное совершение которых в течение 12 месяцев является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом

Определено, что:

- при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "з" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".

- при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в", "е", "ж" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению:

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090)

Управление МКД, предоставление коммунальных слуг.

Для поставщиков информации появилась административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ

Речь идет о лицах, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

На территориях всех субъектов РФ, за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя возобновляют действие положения, касающиеся проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ.

(Федеральные законы от 21.07.2014 N 263-ФЗ и от 03.07.2016 N 267-ФЗ)

С 1 октября 2018 года расширился перечень сведений, размещаемых в ГИС ЖКХ

В числе прочего в ГИС ЖКХ будут размещаться:

- информация о документе, удостоверяющем личность физического лица, которому предоставлена субсидия на оплату ЖКХ;

- акты проверки готовности к отопительному сезону (периоду);

- региональная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами и др.

(Приказ Минкомсвязи России N 550, Минстроя России N 1434/пр от 16.10.2017)

Вступил в силу Закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает "прямой" договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение "прямых" договоров в письменной форме не требуется.

(Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ; Письмо Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04)

За необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения управляющая организация будет обязана заплатить штраф

В частности, устанавливается, что управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Предусматривается алгоритм действий управляющей организации в случае, если ее фактические расходы оказались меньше запланированных с учетом положений договора управления многоквартирным домом.

Уточнились отдельные вопросы осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах

Предусматривается, что осмотры общего имущества в многоквартирном доме могут быть текущие, сезонные и внеочередные.

Текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества. Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества. Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год:

- весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту;

- осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.

Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций.

(Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 331)

Скорректирована форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг

Согласно новой форме, в платежный документ включается 6 разделов:

- сведения о плательщике и исполнителе услуг;

- сведения о показаниях индивидуальных приборов учета;

- расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт;

- справочная информация;

- расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа;

- сведения о перерасчетах (доначислении +, уменьшении -).

Ранее действовавшая аналогичная форма включала 8 разделов.

Признается утратившим силу Приказ Минстроя России от 29.12.2014 N 924пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению".

(Приказ Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр)

С 3 июня 2018 года запрещено размещать рекламу на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в  том числе на оборотной стороне таких документов. Исключение составляют социальная реклама и справочно-информационные сведения, за нарушение данной нормы предусмотрена ответственность (Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ)

С года до 6 месяцев сокращается срок, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать способ управления этим домом

(Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ)

Подтверждать ненадлежащее качество оказанных услуг, выполненных работ в многоквартирном доме, если по результатам исполнения договора управляющей компанией получена экономия, следует в специальном порядке

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг или выполнения работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная ею экономия не привела к ненадлежащему качеству услуг или работ, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством РФ.

Предусматривается, что в случае если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом управляющей организацией получена экономия, качество услуг или работ считается ненадлежащим, если в период, за который управляющей организацией представлен отчет о выполнении указанного договора, составлялся акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

(Постановление Правительства РФ от 12.10.2018 N 1221)

Появились новые требования к организации деятельности ТСЖ, ЖСК

Предусматривается, что в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации жилищного кооператива ФНС России, жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке, установленном Минстроем России.

В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение 5 рабочих дней со дня принятия этого решения жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке, установленном Минстроем России.

Аналогичное требование предъявляются в отношении ТСЖ.

(Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

Общее собрание собственников

09 декабря 2018 вступили в силу изменения в ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Теперь для принятия общим собранием собственников МКД решения о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества потребуется не менее 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений МКД (ранее для этого необходимо было набрать не менее 2/3 голосов) (Федеральный закон от 28.11.2018 №435-ФЗ)

С 1 января 2018 возобновлено действие статьи 47.1 ЖК РФ, предусматривающей проведение общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ (ранее действие указанной нормы было приостановлено Федеральным законом от 03.07.2016 № 267-ФЗ).

Обращение с ТКО

С 27 декабря 2018 вступили в силу изменения в целый ряд нормативных актов, в частности введены новые понятия (уборка мест погрузки ТКО, погрузка ТКО), установлена ответственность регионального оператора с момента погрузки ТКО в мусоровоз и иные изменения (Постановление Правительства от 15.12.2018 № 1572)

Регламентирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

Порядок оплаты потребителями услуг регионального оператора и региональным оператором услуг операторов по обращению с ТКО, осуществляющими транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение ТКО, приведен в соответствие с общим порядком оплаты коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)

Если раньше за ТКО оплачивали централизованно управляющие организации или жилищно-эксплуатационные объединения, а собственники квартир просто платили за это в составе общедомовых нужд, то теперь ситуация изменилась. За вывоз мусора (а это именно такая услуга) должны поквартирно платить все жильцы, а в функции управляющей организации, как и раньше, входит заключение договора на ее осуществление.

Управляющая организация должна заключить договор на вывоз мусора, а также:

- содержать в чистоте контейнерные площадки;

- оборудовать их и следить за правильностью размещения.

В свою очередь оператор обязан вывозить мусор на свалки согласно графику, а также:

- сортировать отходы;

- обрабатывать отходы;

- обезвреживать и захоранивать их.

Весь этот цикл входит в плату, которую жильцы вносят по квитанции ЖКХ.

Статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ урегулирован порядок заключения договора между потребителем и, непосредственно, региональным оператором по обращению с ТКО.        

Положениями указанной статьи ЖК РФ определены условия расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО: в случае принятия собственниками решения о переходе на непосредственные договорные отношения с региональным оператором условия расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; условия одностороннего отказа от исполнения такого договора; условия заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО между исполнителем коммунальной услуги (региональным оператором и потребителем).

Лица, выступающие исполнителями коммунальных услуг и определенные пунктом 148(3) Правил № 354 (региональный оператор по обращению с ТКО, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выступающие от имени собственников жилых помещений – потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО) приступают к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО не ранее даты начала вывоза ТКО по соответствующему договору, заключенному с региональным оператором. 

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок расчета платы за вышеуказанную коммунальную услугу являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

С 1 января 2019 года для региональных операторов двух технологических зон города Красноярска (Красноярск-левобережная – ООО «Красноярская рециклинговая компания» и Красноярск-правобережная – ООО «РостТех») министерством тарифной политики Красноярского края установлен единый тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Также правилами № 354, а именно пунктом 148(45) предусмотрена аналогичная, как и в случае с иными коммунальными услугами, возможность снижения платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО (вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги) в случаях предоставления потребителю в жилом или нежилом помещении в расчетном периоде такой услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах, необходимых для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилами № 354.

Капитальный ремонт

С 09 декабря 2018 вступили в действие изменения в сфере капитального ремонта.

Согласно изменениям, субъект РФ сможет включать в региональную программу капремонта дома, в которых имеется менее чем 5 квартир.

Также, распределение средств фонда капитального ремонта между собственниками будет не только пропорционально размеру уплаченных ими взносов, но и с учетом вычета  израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме (Федеральный закон от 28 ноября 2018 № 434-ФЗ)

С 01 января 2019 вступают в силу изменения, которыми предусматривается компенсация за капитальный ремонт не только одиноким проживающим неработающим гражданам пенсионного возраста, но и проживающим в составе семьи, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов первой и второй групп (Федеральный закон от 29.07.2018 № 226-ФЗ)

Придомовая территория (земельный участок)

С 28 июня 2018 г. вступили в силу изменения о введении новых понятий и установлении обязанности муниципалитета нести расходы по содержанию и благоустройству придомовой территории в случае, когда земельный участок под МКД и (или) прилегающий к МКД не сформирован и не поставлен на кадастровый учет (поправки введены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ)

С 14 июля 2018 года вступили в силу изменения, касающиеся установления права любого собственника помещения в многоквартирном доме обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Федеральный закон от 03.07.2018 № 191-ФЗ).

Прочие изменения

Уточнились требования к осуществлению технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

В частности, предусматривается, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410.

Заказчик обязан обеспечить доступ, в том числе, представителей организации, соответствующей требованиям, установленным разделом IX Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ по техническому диагностированию указанного оборудования.

(Приказ Ростехнадзора от 18.09.2018 N 446)

Уточнился порядок приспособления общего имущества в многоквартирном доме для беспрепятственного доступа инвалидов к расположенному в нем жилому помещению

Предусматривается, что Правительством РФ должны быть установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Также определено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

(Федеральный закон от 29.12.2017 N 462-ФЗ)

Наиболее важные судебные акты

01 марта 2018 г. Верховный Суд РФ подтвердил обязанность операторов связи заключать договор аренды на общее имущество (Определение ВС РФ от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056).

26 июня 2018 г. Верховный Суд РФ признал обязательным получение согласия собственников МКД в случае передачи в пользование общего имущества, в том числе и для размещения вывесок не рекламного характера (Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 41-КГ18-13).

10 июля 2018 г. Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (Постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П).  

22 августа 2018 г. Верховный Суд РФ установил обязательность отсутствия технической возможности установки прибора учета для проведения перерасчета (решение ВС РФ от 22.08.2018 по делу № АКПИ18-603).

Конституционный Суд РФ провозгласил постановление по делу о проверке порядка начисления платы за отопление в случае неработающих индивидуальных приборов учета тепловой энергии у ряда жильцов многоквартирного дома

До внесения в правовое регулирование соответствующих изменений расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П)

Использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, но размер платы должен быть пересмотрен

(Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П)

Разъяснения судебной практики

28 марта 2018 г. и 04 июля 2018 г. Президиумом Верховного суда РФ утверждены два Обзора судебной практики, в которых рассмотрены такие вопросы, как ограничение прав собственников на пользование придомовой территорией; взыскание процентов за невнесение платы за коммунальные услуги; Сохранения права бывшего супруга на пользование жилым помещением по соцнайму; особенности ответственности регионального оператора при проведении капремонта. 

14 ноября 2018 г. и 26 декабря 2018 г. Президиумом Верховного суда РФ году утверждены еще два Обзора судебной практики, в которых рассмотрены такие вопросы, как невозможность оператора связи безвозмездно и без разрешения всех собственников использовать общее имущества; денежные средства, поступившие в ТСЖ, не являются доходом, если ТСЖ не получает какую-либо выгоду в связи с передачей таких средств; при разрешении споров важным является установление принадлежности земельного участка; реконструкция балконных плит требует согласия всех собственников помещений МКД.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros