Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Основные изменения в жилищном законодательстве в 2019 году

Создано: 26 Марта 2020 Обновлено: 26 Марта 2020

Государство продолжает уделять большое внимание развитию жилищной отрасли. Динамика отраслевых изменений непрерывно связана с постоянной актуализацией и изменением законодательства, регулирующего указанную сферу деятельности. Настоящий обзор включает наиболее значимые изменения жилищного законодательства РФ за 2019 год.

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки, которые изменили многие положения жилищного законодательства. В течение 2019 года на законодательном уровне подлежали регулированию следующие сферы и вопросы:

- порядок вывоза твердых коммунальных отходов;

- компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт для новых категории граждан;

- государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства и ответственность;

- изменения в Жилищном Кодексе РФ;

- изменения правил оплаты за отопление в многоквартирных домах.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ РФ

Федеральный закон от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме».

Жилые помещения уравняли с прочими помещениями. В Жилищном кодексе

в статьях 4, 8, 12, 14, 25, которые регулируют порядок проведения перепланировок и переустройства в многоквартирных домах, заменен термин «жилые помещения» на термин «помещения в многоквартирном доме». В связи с этим теперь установлен единый порядок организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме:

- виды переустройства и перепланировки;

- основания проведения перепланировки;

- порядок согласования переустройства (перепланировки) с органами местного самоуправления;

- порядок завершения работ;

- последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки.

Федеральным законом от 15.04.2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» закреплено, что жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 октября 2019 года.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» уточнены основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок в рамках государственного жилищного надзора в отношении товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, на органы государственного жилищного надзора приема и учета уведомлений о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведений о заключении договора управления многоквартирным домом

Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1541

С 01 января 2019г. вступили в силу изменения в части проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Участникам конкурса предоставляется возможность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента. Допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса. В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10 процентов конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс. В случае если несколько участников конкурса предложили одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, победителем конкурса признается участник конкурса, подавший первым заявку на участие в конкурсе.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616

С 12 января 2019г. в соответствии частью 17 статьи 161, введенной в ЖК РФ Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 23.02.2019 № 184

C 25 февраля 2019г. изменился порядок внесения платы за отопление при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Исключено положение, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил № 354.

Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331

С 01 марта 2019г. вступили в силу положения, совершенствующие деятельность аварийно-диспетчерских служб, а также положения, регулирующие взаимодействие управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме при осуществлении управления многоквартирным домом.

К грубому нарушению лицензионных требований относится нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 897

Правительство РФ урегулировало отношения при «прямых договорах». Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» внесен ряд поправок в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

С 31 июля 2019 года в случае заключения «прямых договоров» между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями вступают в силу следующие положения:

1. Управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищно-строительный, жилищный кооператив (далее – УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК), осуществляющие управление многоквартирным домом (далее – МКД), обязаны предоставлять ресурсоснабжающей организации (далее – РСО) следующие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги:

- личные данные каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД (ФИО, дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты), а также данные юридического лица, являющегося собственником помещения в МКД (место государственной регистрации, контактный телефон);

- адреса жилых помещений в МКД, с указанием общей площади жилого помещения, а также помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении и иные сведения необходимые для расчёта платы за коммунальные услуги;

- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределители;

- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта в жилых помещениях МКД;

- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в МКД мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг;

- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги;

- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю;

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД (при наличии).

Такие сведения предоставляются не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Сведения предоставляются как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае не предоставления и (или) предоставления недостоверных сведений, что повлечет убытки РСО, такие убытки РСО возмещает УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК.

В случае изменения сведений в реестре собственников помещений МКД, не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК направляют новые сведения РСО, региональному оператору по обращению с ТКО.

2. Дополнен перечень случаев, когда РСО обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям, с указанием срока начала предоставления коммунальных услуг.

3. Установлена типовая форма договора ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т. ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т. ч. поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления). При этом по соглашению сторон договор может быть дополнен положениями, не противоречащими Законодательству РФ. Такой договор заключается на неопределённый срок.

4. Указаны сведения, допустимые к размещению на платежном документе (справочно – информационные), сведения, размещение которых запрещено (реклама, за исключением социальной рекламы), а также обязательные к размещению сведения – информация о региональном операторе по обращению с ТКО.

5. Установлен перечень сведений, которые УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК обязаны предоставить региональному оператору по обращению с ТКО.

Такие сведения предоставляются Регоператору по обращению с ТКО как на бумажном, так и на электронном носителе не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги. В случае непредоставления и (или) предоставления недостоверных сведений, УО, ТСЖ, ЖСК/ЖК возмещает Регоператору по обращению с ТКО возникшие убытки.

Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2018 № 2490-р

На 2019-2023 годы утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины установленных индексов.

Приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр

Общее собрание собственников. С 05 марта 2019г. вступили в силу изменённые требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

Раскрыто понятие подписи протокола общего собрания. Установлено, что протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов.

Датой проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, является дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания.

Приказ Минстроя РФ от 26.06.2019 № 366/пр

С 27 августа 2019 года вступил в силу новый перечень вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене. В новом Приказе Минстроя России от 26.06.2019 № 366/пр количество вопросов осталось прежнее, появился перечень вариантов ответов, вопросы управления и лицензирования были дополнены вопросами аварийно-диспетчерской службы. Напомним, что одним из обязательных лицензионных требований является наличие у должностного лица, лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата (пункт 2 части 1 статьи 192 ЖК РФ).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ с 29 марта 2019г. частью 3 статьи 14.1.3. КоАП РФ введена в действие административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Указанную категорию дел рассматривают органы государственной власти, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Управление многоквартирными домами: самые значимые позиции Верховного суда за 2019 год

УК против владельцев квартир с незаконной перепланировкой.

Сотрудники управляющей компании имеют безусловное право не чаще одного раза в три месяца осматривать любую квартиру, чтобы проверить состояние здания и внутриквартирного оборудования. Время осмотра должно быть согласовано заранее.

Определение ВС РФ от 07.05.2019 N 4-КГ19-6

УК против владельцев подвальных помещений.

Владелец помещения в подвале обязан оплатить тепло, которое поступает от магистрального трубопровода, проходящего через помещение. Довод о том, что собственник не просил о теплоснабжении, не поможет.

Определение ВС РФ от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578

УК против собственников государственных и муниципальных квартир.

В прошлом году Верховный суд неоднократно вставал на сторону управляющих организаций, которые добивались оплаты услуг от публичных собственников. Одновременно суд защитил интересы граждан-нанимателей.

Определение ВС РФ от 12.08.2019 N 309-ЭС19-365

Управляющая компания не обязана возвращать жильцам перечисленные ими деньги, если она обслуживала дом на основании договора, но сведения о доме не были включены в реестр лицензий субъекта РФ.

Определение ВС РФ от 24.12.2019 N 302-ЭС19-17595

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение