Изменения градостроительного законодательства.

Создано: 25 Декабря 2014

Градостроительный кодекс Российской Федерации вновь претерпел существенные изменения. С первого апреля вступает всилу новелла градостроительного законодательствапозволяющая ликвидировать монополию государственнойэкспертизыпроектной документациии результатов инженерных изысканий.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации иотдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законпредоставил застройщику право по своему выборунаправлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственнуюэкспертизуза исключением случаевкогда требуется обязательное проведение государственной экспертизы.

Для выдачи разрешений на строительство в отношении значительного числа объектов капитального строительства послепервого апреля будет достаточно наличия положительного заключения негосударственной экспертизы.

Новая редакция статьи 50 Кодекса определяет, что негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами,аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

Законом определены требованиякоторым должно отвечать юридическое лицоаккредитованное на право проведениянегосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Это наличие не менееработников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатовинженерных изысканий. Если учесть, что статьей 49.1 Кодекса определены требования к лицам, имеющим право подготовки негосударственной экспертизы, то можно сделать вывод, что не так просто соответствовать установленным требованиям.

Данные лица должны иметь высшее профессиональное образование, стаж работы только в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет, а также знание специального законодательства и прочее.

Закон запретил экспертам участие в проведении экспертизы при наличии личной заинтересованности в ее результатах, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий они участвовали лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.

На сегодняшний день уже подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий», разработанный в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона и частью 6 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок переаттестации, установленный проектом постановления, не распространяется на физических лиц, аттестованных на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до 1 апреля 2012 года, в связи с изменением квалификационных требований.

Проект постановления в качестве основной формы проверки квалификации предусматривает компьютерное тестирование и устный экзамен. В отношении претендента, соответствующего квалификационным требованиям к знанию нормативных правовых актов, принимается решение Министерства регионального развития Российской Федерации о присвоении статуса эксперта по соответствующему направлению деятельности и выдаче квалификационного аттестата.

Закон определил порядок обжалования заключения экспертизы. Застройщик в течение трех лет со дня утверждения заключения вправе обжаловать его в экспертную комиссию, созданную Министерством регионального развития Российской Федерации. Решение экспертной комиссии о подтверждении или не подтверждении заключения экспертизы может быть обжаловано в суд.

Законом изменен срок проведения государственной экспертизы до 60 дней.

В настоящее время Правительством Российской Федерации определен орган по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц – Росаккредитация (Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845). 

Новеллой градостроительного законодательства, вступающей  в силу с 01.01.2013, является отнесение отношений по эксплуатации зданий, сооружений к отношениям, которые регулируются градостроительным законодательством. Градостроительный кодекс дополнен главой 6.2"Эксплуатация зданий, сооружений", регламентирующей требования к эксплуатации зданий и сооружений, а также обязанности лиц, ответственных за их эксплуатацию.

Статья  55.24 Градостроительного кодекса предусматривает, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация вновь построенного или реконструированного здания (сооружения) допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эксплуатация зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.

Законом определено, что эксплуатационный контроль в виде периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, оценки их состояния и соответствия требованиям технических регламентов и проектной документации будет осуществляться органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Ответственным за эксплуатацию здания, сооружения является его собственник или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании (право аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.), если договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения.

Ответственное за эксплуатацию здания, сооружения лицо обязано вести журнал о результатах проведенных осмотров, контрольных проверок,  работах по техническому обслуживанию и текущему ремонту, о выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаниях и  сведениях об  устранении нарушений.

Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается их устойчивость, надежность, а также исправность строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Напомним, что текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. То есть в рамках текущего ремонта чаще всего проводятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Особого внимания заслуживает еще одна новелла Закона, вступающая в силу с 01.07.2013, а именно порядок возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Собственник здания, сооруженияпри условии если не докажет, что разрушение (повреждение) здания, сооружения возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы,  возмещает вред и компенсацию сверх возмещения вреда в случае смерти –3 млн. рублей, причинения тяжкого вреда – 2 млн. рублей, причинения средней тяжести вреда – 1 млн. рублей.

Застройщик (технический заказчик) возмещает вред, при условии если не докажет, что разрушение (повреждение) объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

При причинении вреда в период действия концессионального соглашения, предметом которого являются строительство, реконструкция, эксплуатация здания, сооружения, возмещение вреда осуществляет концессионер.

Все перечисленные лица имеют право регрессного требования в размере возмещения вреда и выплаты компенсаций сверх возмещения вреда к следующим лицам:

Лицу, выполнившему работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред;

Саморегулируемой организации в пределах компенсационного фонда, если лицо, которое выполнило работы, вследствие недостатков которых причинен вред, имело свидетельство о допуске;

Организации, проводившей государственную (негосударственную) экспертизу результатов инженерных изысканий, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы результатов инженерных изысканий;

Организации, проводившей государственную (негосударственную) экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации;

Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Перечисленные лица будут нести солидарную ответственность перед застройщиком, техническим заказчиком, собственником, концессионером, уже возместившим ущерб и выплатившим компенсацию пострадавшим лицам.

Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома,осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Однако если вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность несут:

 Саморегулируемая организация в пределах компенсационного фонда, если лицо, на момент выполнения указанных работ, имело свидетельство о допуске (Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений об этой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда этой саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения);

Организация, проводившая государственную (негосударственную) экспертизу результатов инженерных изысканий, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы результатов инженерных изысканий;

Организация, проводившая государственную (негосударственную) экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации;

Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

В заключение следует отметить, что внесение подобных изменений в градостроительное законодательство является актуальным и требует детального обсуждения. 

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros