В 3 квартале 2022 года службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба) выполнена возложенная на нее работа в рамках полномочий, определенных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, по проверке наличия разрешений на строительство в отношении объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе и проверке соблюдения требований, установленных к предельным параметрам объектов капитального строительства, определенных правилами землепользования и застройки муниципальных образований Красноярского края. Реализация полномочий по указанному направлению осуществлялась в условиях ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Введенные ограничения, применительно к работе Службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, не допускали проведение внеплановых проверок при отсутствии сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. При этом, поступившие в Службу в 3 квартале 2022 года сведения о нарушениях, связанных со строительством без разрешений или с нарушением правил землепользования и застройки, фактов непосредственной угрозы в большинстве случаев не содержали. При отсутствии информации о вышеуказанной угрозе в целях защиты прав граждан мерой реагирования Службы на заявления граждан и юридических лиц являлось выездное обследование, предусмотренное статьей 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Отличительной чертой данного мероприятия является отсутствие информирования контролируемого лица о его проведения для снижения избыточного воздействия со стороны органа контроля на хозяйствующие субъекты.
Всего в 3 квартале 2022 года Службой проведено 14 выездных обследований по предмету надзора, предусмотренного частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ. Нарушения, выявленные в ходе выездных обследований, послужили основаниями для работы в соответствии с пунктом 17 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ. В ходе данной работы в органы местного самоуправления Службой направлены уведомления о выявлении самовольных построек с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт для принятия решения в соответствии со статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ (особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями).
Дополнительно стоит отметить, что понятие предельных параметров объекта капитального строительства, проверка соблюдения которых является компетенцией Службы, не тождественно понятию предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. К предельным параметрам объекта капитального строительства, исходя из положений статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, отнесено:
- предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, являются показателем предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что исключает их оценку в рамках полномочий органов государственного строительного надзора.
Таким образом, к полномочиям Службы, в части проверки соблюдения правил землепользования и застройки, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, отнесен только надзор за соблюдением при строительстве предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Комментарии