Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обзор практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ за первое полугодие 2021 года

Создано: 24 Июня 2021

Осуществление государственного строительного надзора регламентировано статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 30.04.2021) (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами.

Исходя из анализа данной статьи, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, параметры и вид нарушения в отношении которых подразделяются на следующие категории:

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В отношении указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК РФ объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 54 ГрК РФ.

Согласно части 6.1 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК РФ, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объектов капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.

Застройщик, собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объект капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

В соответствии с частью 6.2 статьи 54 ГрК РФ в случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объекта капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Согласно части 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1.принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2.обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3.направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Выявление органом государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, факта строительства, реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, факта эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (в случаях, если для осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство) влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и части 5 статьи 9.5 КоАП РФ соответственно.

Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ – строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Часть 5 статьи 9.5 КоАП РФ – эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 51.1 ГрК РФ и частью 21 статьи 55 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны направлять в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а также уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В первом полугодии 2021 года в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) поступило 29 обращений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушениях при строительстве, реконструкции ОКС, а также 33 уведомления от органов местного самоуправления Красноярского края в соответствии с нормами ГрК РФ.

Процентное соотношение указанных обращений, уведомлений, поступивших в Службу в рассматриваемый период, с разделением по группам районов Красноярского края и г. Красноярск, представлено на диаграмме.

 

Результаты рассмотрения Службой указанных обращений и уведомлений в первом полугодии 2021 года представлены в таблице.

Количество обращений по ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ, шт. Количество обращений по виду выявленного нарушения, шт.

Количество направленных в ОМС уведомлений о

выявлении самовольной постройки, шт.

Возбуждено административное производство, шт.

Перенаправлено по компетенции в соответствии

с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ

Рассмотрено выявлено строительство/ реконструкция ОКС без разрешения на строительство выявлено несоответствие ОКС требованиям, указанным в разрешении на строительство выявлены несоответствия параметров ОКС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ОКС, установленным правилами землепользования и застройки выявлены несоответствия параметров ОКС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ОКС, установленным документацией по планировке территории (отступы от красных линий, предусмотренные проектом планировки и (или) проектом межевания территории) выявлены несоответствия параметров ОКС обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ

11

51  4  -  8  -  12  -

Наибольшее количество нарушений выявляется при строительстве, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства в части несоответствия их параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, а именно: не соблюдаются минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Не менее часто выявляются факты строительства, реконструкции нежилых зданий без разрешительной документации, предусмотренной частью 2 статьи 51 ГрК РФ.

При проведении проверок по поступившим обращениям и уведомлениям государственные инспекторы Службы в основном сталкиваются с нежеланием застройщиков или собственников земельных участков, на которых осуществляется строительство, обеспечить доступ государственному инспектору к проверяемому объекту или на земельный участок, либо с умышленным уклонением от участия в проводимой проверке.

В таком случае государственные инспектора уполномочены применить меры административного воздействия в виде привлечения указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной часть 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ – действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, в первом полугодии 2021 года таких ситуаций в деятельности государственных инспекторов Службы не возникало.

Количество поступивших в Службу уведомлений, направленных органами местного самоуправления Красноярского края в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 части 12 статьи 51.1 ГрК РФ, частью 21 статьи 55 ГрК РФ, за первое полугодие 2021 года уменьшилось на 28,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (представлено на диаграммах).

 

В частности, этому способствует профилактика нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемая Службой, в том числе путем информирования населения посредством размещения соответствующей информации на сайте Службы:

- «Обобщение практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ»;

- «Самовольное строительство на территории г. Красноярска, административная ответственность»;

- «Индивидуальное жилищное строительства: что изменилось»;

- «Самовольное строительство и его последствия»;

- «Осуществление регионального гос. строительного надзора отделом ОНС-3 на территории Красноярского края в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ».

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение