Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Вопросы лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами

Создано: 25 Октября 2016 Обновлено: 31 Октября 2016

Среди законодательных новаций последнего времени наиболее значимым является появление института лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

В связи с лицензированием с мая 2015 года деятельности по управлению многоквартирными домами, Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ) начала вести реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в котором за каждым домом закрепляется конкретная УК. По правилам статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

По сложившейся практике ГЖИ обращает внимание на следующие юридически значимые моменты, отраженные в протоколах общих собраний собственников: принято ли решение на общем собрании и отражено ли в протоколе решение собственников о выборе новой конкретной УК, принято ли решение о расторжении договора (индивидуально-определенного) с предыдущей УК, о заключении договора на управление с новой УК. Кроме того, должно быть выбрано конкретное лицо (собственник), которого жители уполномочивают на подписание и заключение договора на управление с новой УК. В случае отсутствия одного из указанных пунктов или некорректной их формулировки ГЖИ может отказать по формальным основаниям во включении новой УК в реестр лицензий субъектов новой УК. Несмотря на то, что возможность такого отказа не следует из норм ЖК РФ, практика такая появилась.

В ЖК РФ введена новая форма проведения общего собрания собственников - общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено в форме очно-заочного голосования. Указанная форма является наиболее удобной для проведения общих собраний, поскольку всегда сложно набрать необходимый кворум на очном голосовании, и после проведения очного необходимо проведение заочного голосования. А при новой форме, по сути, сразу одновременно проводится очное и заочное голосование.

Также необходимо иметь в виду, что вышел Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», он зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2016 года под номером 41802. Указанным Приказом утверждены Требования к оформлению и содержанию протокола общего собрания собственников помещений МКД и Порядок передачи копий решений и протоколов общего собрания в региональные органы Госжилнадзора. Приказ Минстроя вступил в силу с 29.04.2016.

Раздел Х ЖК РФ устанавливает обязательное получение лицензии управляющими организациями многоквартирных домов, прохождение их руководителями квалификационных экзаменов и определяет штрафы за управление домами без лицензии. В данной сфере принято Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

В соответствии со ст. 201 ЖК РФ выдача лицензий управляющим организациям осуществляется органами государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, причем не менее чем треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями или иными некоммерческими организациями, осуществляющими общественный жилищный контроль. Однако указание на количество минимальных членов данной комиссии в законе отсутствует, что может сказаться на объективности принимаемых решений при формальном подходе к формированию комиссий. В этой связи представляется целесообразным конкретизация уже существующих норм о том, кто может входить в состав лицензионной комиссии, а также предоставление возможности апелляционного обжалования решений комиссии в административном порядке.

За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии предусматривается административная ответственность. Приведенный в ст. 193 ЖК РФ перечень лицензионных требований долгое время не включал ни обеспечения надлежащего содержания общего имущества, ни бесперебойного предоставления качественных коммунальных услуг. Проблема разрешилась только с введением в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ нового п. 7, который предоставил Правительству РФ возможность устанавливать дополнительные лицензионные требования, не указанные в Жилищном кодексе, и легализовал применение к управляющим организациям требований Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», в частности об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Кроме того, указанными изменениями частично разрешена проблема осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управляющей организацией, не получившей лицензию до 1 мая 2015 года. Не получившая лицензию управляющая компания должна исполнять свои обязательства по управлению многоквартирным домом до возникновения обязательств в рамках нового способа управления. Данные изменения не затрагивают предшествующий период, что создает неопределенность относительно правового статуса организаций, управлявших домами без лицензии.

В настоящее время органами государственной власти как на федеральном, так и на местном уровнях большое внимание уделяется проблемам во взаимоотношениях между управляющей организацией и потребителями, при этом нарушения, допускаемые управляющей организацией при предоставлении коммунальных услуг потребителям, являются следствием нарушений во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.

В рассматриваемой схеме лицензирование деятельности управляющих организаций неспособно напрямую улучшить качество оказываемых услуг. Например, именно по вине ресурсоснабжающих организаций плата граждан за отдельные виды коммунальных услуг часто необоснованно завышена. Таким образом, в первую очередь необходимо устранять нарушения, возникающие при взаимодействии ресурсоснабжающих организаций с субъектами управления. Целесообразно более четко разграничить на законодательном уровне ответственность между указанными субъектами.

Таким образом, лицензирование на рынке жилищно-коммунальных услуг может упорядочить деятельность организаций, но в то же время реализация отдельных несовершенных положений нового закона способна прямо или косвенно привести к ухудшению качества оказываемых потребителям услуг. Альтернативным вариантом представляется усиление роли саморегулирования в данной сфере, а также совершенствование технических регламентов по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение