Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля

Создано: 04 Декабря 2014 Обновлено: 04 Декабря 2014

Федеральным законом от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля.

При реализации своих полномочий органы местного самоуправления столкнулись с определенными трудностями, связанными с несовершенством законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Так, например, до сих пор нет четкости в определении предмета муниципального жилищного контроля. Исходя из определения муниципального жилищного контроля, данного в ЖК РФ, его предметом является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, представляющего собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Однако это никак не согласуется с нормой пункта 1.1 статьи 165 ЖК РФ, предоставившей право органу местного самоуправления, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда, проводить проверку деятельности управляющей организации на основании обращений о невыполнении ею условий договора управления многоквартирным домом.

Согласно ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1047 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля» (далее – Закон края) определен порядок осуществления муниципального жилищного контроля.

Однако в части 1 статьи 4 Закона края к полномочиям органов муниципального жилищного контроля необоснованно отнесены проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг нанимателям (пользователям) помещений муниципального жилищного фонда.

Данное положение противоречит федеральному законодательству и в первую очередь Жилищному кодексу Российской Федерации, который не делает исключений для муниципального жилищного фонда в части контроля за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищное законодательство не содержит нормы, предоставляющей органам муниципального жилищного контроля полномочий по контролю за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

Другой серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Вместе с тем на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ).

Практика, пусть еще небольшая, осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанным с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.

Статья 5 Закона края, обязывает органы муниципального жилищного контроля направлять в случае выявления признаков административных правонарушений материалы в орган государственного жилищного надзора края для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения, что оказалось на практике не осуществимым. Судебная практика по оспариванию дел об административных правонарушениях и признании недействительными предписаний, выданных по результатам проверок при осуществлении государственного жилищного надзора, не позволяет привлечь виновных в нарушении обязательных требований к административной ответственности, выявленных при проверках в рамках муниципального жилищного контроля.

Резюмируя сказанное можно сделать вывод, что для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо не только привести в соответствие жилищное законодательство, но и наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный надзор, полномочиями по возбуждению административного производства.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros