Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля

Создано: 04 Декабря 2014 Обновлено: 04 Декабря 2014

Федеральным законом от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля.

При реализации своих полномочий органы местного самоуправления столкнулись с определенными трудностями, связанными с несовершенством законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Так, например, до сих пор нет четкости в определении предмета муниципального жилищного контроля. Исходя из определения муниципального жилищного контроля, данного в ЖК РФ, его предметом является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, представляющего собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Однако это никак не согласуется с нормой пункта 1.1 статьи 165 ЖК РФ, предоставившей право органу местного самоуправления, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда, проводить проверку деятельности управляющей организации на основании обращений о невыполнении ею условий договора управления многоквартирным домом.

Согласно ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1047 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля» (далее – Закон края) определен порядок осуществления муниципального жилищного контроля.

Однако в части 1 статьи 4 Закона края к полномочиям органов муниципального жилищного контроля необоснованно отнесены проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг нанимателям (пользователям) помещений муниципального жилищного фонда.

Данное положение противоречит федеральному законодательству и в первую очередь Жилищному кодексу Российской Федерации, который не делает исключений для муниципального жилищного фонда в части контроля за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищное законодательство не содержит нормы, предоставляющей органам муниципального жилищного контроля полномочий по контролю за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

Другой серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Вместе с тем на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ).

Практика, пусть еще небольшая, осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанным с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.

Статья 5 Закона края, обязывает органы муниципального жилищного контроля направлять в случае выявления признаков административных правонарушений материалы в орган государственного жилищного надзора края для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения, что оказалось на практике не осуществимым. Судебная практика по оспариванию дел об административных правонарушениях и признании недействительными предписаний, выданных по результатам проверок при осуществлении государственного жилищного надзора, не позволяет привлечь виновных в нарушении обязательных требований к административной ответственности, выявленных при проверках в рамках муниципального жилищного контроля.

Резюмируя сказанное можно сделать вывод, что для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо не только привести в соответствие жилищное законодательство, но и наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный надзор, полномочиями по возбуждению административного производства.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение