Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Недействительная проверка

Создано: 04 Декабря 2014 Обновлено: 04 Декабря 2014

Как известно, государственный контроль (надзор) есть деятельность уполномоченных органов государственной власти, в том числе службы строительного надзора и жилищного контроля красноярского края, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Одним из основных видов деятельности таких государственных органов при осуществлении своих полномочий является проведение проверок. Проверки проводятся в отношении определенных субъектов таких как: юридические лица (индивидуальные предприниматели), физические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Требования к организации, подготовке и проведению проверок, а также их документальному оформлению регламентированы нормативно правовыми актами, например, проверки в отношении органов местного самоуправления регулируются нормами Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 131-ФЗ), проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентированы нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Вместе с тем порядок проведения проверок в отношении физических лиц и органов государственной власти законодательством в настоящее время не урегулирован, что на практике вызывает ряд проблем.

Для урегулирования образовавшегося пробела в законодательстве при осуществлении проверок в отношении данных категорий субъектов по аналогии применяются нормы Закона № 294-ФЗ.

Указанным законом подробно регламентирована процедура проведения проверки и оформления ее результатов, а также основания признания проверки недействительной. В настоящей статье автор более подробно хочет затронуть положения, регулирующие признание проверки недействительной.

Так, законодательство предусматривает специальные основания, то есть процедурные нарушения при признании действий (бездействий) государственных органов недействительными.

Такие грубые нарушения при проведении проверки перечислены в ст. 20 Закона № 294 – ФЗ, перечень данных нарушений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К данным нарушения относятся:

- отсутствия оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки;

- привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;

- отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- требования документов, не относящихся к предмету проверки;

- непредставление акта проверки;

- проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

- проведения проверок с участием экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Результаты проверки, проведенной контролирующим (надзорными) органом с перечисленными нарушениями, подлежат отмене арбитражным судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.д. (или заинтересованными лицами, чьи права нарушены).

Несмотря на то, что в Законе № 294-ФЗ закреплены грубые нарушения, в результате которых проверка признается недействительной, акт проверки как основной документ, составленный по ее результатам обжалованию в судебном порядке не подлежит, поскольку не является ненормативным правовым актом и не содержит каких-либо выводов властно-распорядительного характера, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет какие-либо права и обязанности заявителя, не определяет меру ответственности.

Данный акт носит информационный характер, поскольку в нем зафиксированы установленные надзорным органом факты нарушения законодательства.

Можно сделать вывод, что обжалованию подлежит лишь предписание, выданное по результатам проверки, акт проверки обжалованию не подлежит.

Подменить лиц, наделенных правом обращения в суд (лица, в отношении которых проводилась проверка) органы прокуратуры не вправе.

В частности, в ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ указано, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в случае, если доказательства при проведении проверки были получены с нарушением норм Закона № 294-ФЗ, то такие доказательства не могут быть использованы и в рамках производства по делу об административном правонарушении. Указанный вывод также подтвержден судебной практикой.[1]

Следует также отметить, что в настоящее время в случае невыполнения требований действующего законодательства положениями Закона № 294-ФЗ предусмотрено наступление ответственности как для субъектов проверок, так и для должностных лиц, осуществляющих контрольные полномочия. Так, в соответствии со ст. ст. 22, 23 Закона № 294-ФЗ вред, причиненный юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду, за счет средств местного бюджета в соответствии с гражданским законодательством. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

[1] Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 г. по делу № А28-6958/2010 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 г. по делу № А75-9958/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros