Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Особенности административного приостановления деятельности как вид административного наказания

Создано: 19 Октября 2015 Обновлено: 19 Октября 2015

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания было введено Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ». Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наиболее строгое административное наказание из тех, которые возможно применять к юридическим лицам и к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Назначение этого вида административного наказания обусловлено в первую очередь случаями угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. КоАП РФ определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых данный вид административного наказания может быть применен. По смыслу ст. 3.12 КоАП РФ такими обстоятельствами является наличие угрозы:

-      жизни и здоровью людей;

-     возникновения эпидемии, эпизоотии;

-      заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

-      наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

-     причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Объектом, в отношении которого осуществляются подобные действия, может быть как полностью производственное предприятие, так и его отдельное структурное подразделение или хозяйственное сооружение и производственное оборудование (поточная линия, конвейер, конкретный агрегат и др.).

Объективной стороной административного правонарушения выступает совокупность внешних признаков, к которым следует отнести: действие или бездействие, противоправные последствия, причинная связь между действием и последствиями, которые закреплены правовыми нормами КоАП, место и время, обстановка и обстоятельства правонарушения, а также способы и средства, с помощью которых совершено данное административное правонарушение.

Субъектом административного правонарушения выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Причем в данном случае индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную именно для этой группы субъектов, а не для должностных лиц. Отсутствие такого разграничения позволило бы говорить о возможностях приостановления деятельности должностного лица, что противоречит правовой природе рассматриваемого наказания.

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения включает в себя такие составляющие, как: вина, мотив и цель поведения правонарушителя.

Необходимо отметить, что КоАП установлен максимальный срок применения административного приостановления деятельности, но при этом не определен минимальным срок.

Так, срок административного приостановления деятельности не может превышать девяносто суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

Это выглядит серьезным отличием от других административных наказаний, где ограничены временные пределы их применения соответствующими как минимальными, так и максимальными сроками (ч. 2 ст. 3.8, ч. 2 ст. 3.11 КоАП).

Судья вправе вынести постановление о назначении рассматриваемого наказания только при наличии обстоятельств, которые свидетельствуют о значительной общественной опасности правонарушения, и когда не могут быть использованы менее обременительные наказания, а при их отсутствии подлежит применению альтернативное и менее обременительное наказание, например административный штраф. Обстоятельства, отягчающие ответственность, всегда квалифицируются по усмотрению суда - последний, руководствуясь субъективными гуманитарными критериями, определяет наличие в деянии отягчающих признаков либо их отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Тем не менее, установленное данной нормой закона правило о немедленности исполнения судебным приставом-исполнителем вышеуказанного постановления ни в коей мере не ограничивает право лица, привлеченного к административной ответственности, на обжалование такого постановления в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ. При этом судебный пристав-исполнитель самостоятельно может определить содержание мер принуждения, которые блокируют проведение хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства. К таким мерам можно отнести, например, опломбирование (наложение специальных пломб) или опечатывание (наложение специальной печати) на помещения и места хранения материальных ценностей.

В случае если правонарушение не устранено, а срок административного приостановления деятельности истек, имеет место новое административное правонарушение, о совершении которого должностными лицами, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, должен составляться новый протокол.

Административное приостановление деятельности - единственный вид наказания, исполнение которого может быть прекращено досрочно. Согласно ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ суд на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. Порядок прекращения приостановления определен в ст. 32.12 КоАП РФ. Несмотря на это, в литературе отмечается, что в случаях досрочного прекращения исполнения административного приостановления деятельности возникает некая процессуальная неопределенность. Суд в такой ситуации фактически отменяет предыдущее решение и выносит новое в рамках одного дела по аналогии со вновь открывшимися обстоятельствами. Поэтому, по мнению многих авторов, несмотря на отсутствие конкретного процессуального регулирования, такое решение на практике должно применяться в рамках одного дела об административном правонарушении.

Выявленные особенности исследуемого вида административного принуждения позволяют сделать вывод о том, что эта мера, по сути, одновременно относится и к мерам административного предупреждения, и к мерам административного пресечения.

К другим особенностям данного вида административного наказания относится то, что оно имеет условный срок исполнения, а также тот факт, что к правоохраняемым объектам здесь относятся не только жизнь и здоровье людей, но также и общественная или государственная безопасность.

Указанные особенности позволяют считать, что административное приостановление деятельности по своей природе не относится ни к одной из выделяемых наукой административного права групп мер административного принуждения и стоит особняком в системе мер административного принуждения в целом.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros