Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Установка общедомовых приборов учета: практические вопросы реализации ФЗ №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Создано: 09 Февраля 2016 Обновлено: 09 Февраля 2016

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность по оснащению многоквартирных домов (далее - МКД) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию в срок - до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В ходе реализации указанных положений Закона, на практике возникает множество вопросов, среди которых основными являются: определение субъекта, на котором лежит  обязанность по оснащению МКД коллективными приборами учета, а также определение источника финансирования мероприятий по выполнению названных работ.  Действующее законодательство не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, однако, анализ нормативных правовых актов и судебной практики позволяет сделать следующие выводы.

  При определении лица, ответственного за установку общедомовых приборов учета, необходимо отметить, что согласно п. 7  Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), коллективные приборы учета включены в состав общего имущества МКД.

Согласно указанных Правил, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В силу положений подпункта «ж» пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.

Согласно части 1 ст. 161 ЖК РФ  управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При выборе собственниками МКД способа управления домом: товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управляющей организацией, данные юридические лица несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с этим,  ФЗ № 261 называет лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом - лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома.

Согласно части 4 статьи 12  ФЗ № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении выполнение мероприятий по энергосбережению возложено на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, т.е. на управляющую организацию.

[1] Управляющая организация - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или собственники помещений многоквартирного дома в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.

Не снимает с управляющей компании обязанность по проведению мероприятий по установке приборов учета и содержащиеся в части 12 статьи 13 ФЗ № 261  положение о возможности оснащения многоквартирных жилых домов коллективными приборами учета ресурсоснабжающими организациями, поскольку действующее законодательство не наделяет ресурсоснабжающие организации какими-либо обязанностями по содержанию общего имущества собственников жилого дома, не устанавливает какой-либо ответственности за её неисполнение. Установка общедомовых приборов учета потребленного энергоресурса ресурсоснабжающей организацией является крайней мерой и применяется, в случае неисполнения обязанности управляющей компанией, которая от обязанности по установке общедомовых приборов учета не освобождена. Данная позиция подтверждается решениями Арбитражного суда Красноярского края, районных судов г. Красноярска.

Кроме этого, в соответствии с положением ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Для расчета суммы расходов на установку прибора учета, приходящейся на долю конкретного собственника, ресурсоснабжающие организации должны обладать сведениями о площади помещения, принадлежащего такому собственнику, а также минимальными сведениями о собственнике жилого помещения (Ф. И. О., наименовании 

юридического лица, об адресе, о банковских реквизитах), однако, ресурсоснабжающие организации напрямую с потребителями не взаимодействуют, в связи с чем, подобной информацией не обладают.

На основе вышесказанного, логичным и правильным видится вывод об обязанности управляющей организации по оснащению МКД общедомовыми прибора учета, с возмещением расходов собственниками помещений МКД. 

Однако собственники помещений в многоквартирном доме не освобождаются от обязанности по возмещению расходов на проведение указанных мероприятий. Данное положение прямо закреплено в части 1 статьи 158 ЖК РФ.

 Вместе с тем, особенности финансирования работ по оснащению МКД приборами учета обусловлены спецификой законодательства, действующего на территории Красноярского края.

Пунктом «е» статьи 14 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов отнесена к  работам и (или) услуги по капитальному ремонту, выполнение и (или) оказание которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, а также за счет средств государственной поддержки. Однако региональная программа капитального ремонта общего имущества  в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п не предусматривает установку общедомовых приборов учета в МКД. Кроме этого, статья 14 не носит императивный характер, т.е. не огранивает источник финансирования указанных работ  лишь средствами фонда капитального ремонта, а наоборот, тем самым, предоставляет собственниками жилых помещений МКД дополнительный способ финансирования указанных работ. Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ, названный фонд образуют: взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Вместе с тем, часть 2 статьи 158 ЖК РФ допускает финансирование капитального ремонта иными, не запрещенными законом источниками. Среди них можно выделить следующие способы финансирования:

  1. Заключение договора об установки коллективных приборов учет с возможностью рассрочки  - до 5 лет;
  2. Средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов;
  3. Средства собственников МКД, в случае принятия соответствующего решения на общем собрании.

Каждый из перечисленных способов предполагает непосредственное участие управляющей компании при осуществлении мероприятий по установке общедомовых приборов учета. Данное обстоятельство подтверждается Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 № 290-п «Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», согласно которому, именно управляющая организация названа исполнителем по оснащению МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета.

Таким образом, анализ действующего федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, о том, что обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета возложена на управляющую компанию. Для реализации данной обязанности, управляющие компании наделены конкретными полномочиями, соответственно, единственным условием освобождения от ответственности за неисполнение вмененной обязанности является техническая невозможность оснащения МКД приборами учета.  


Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros