Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Особенности распространения Федерального закона № 294-ФЗ

Создано: 01 Декабря 2014 Обновлено: 04 Декабря 2014

С 01.08.2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирующий организацию и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон принят еще в 2008 году, но не распространялся на строительный надзор.

С вступлением в силу закона и внесением изменений в статью 54 Градостроительного кодекса РФ изменилась процедура проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона, но с учетом особенностей, предусмотренных п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

При осуществлении государственного строительного надзора не применяются положения федерального закона в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения. Проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Теперь статьей 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований проведения проверок. Надзорный орган, как и до внесения изменений вправе проводить проверки на основании: программы проверок, истечение срока исполнения предписания, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, поступивших извещений от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале работ, об устранении нарушений, об окончании строительства, реконструкции.

Ранее надзорный орган имел возможность проводить проверки по любой поступающей информации о фактах ведения строительных работ. Теперь такая возможность ограничена федеральным законом, вся поступающая информация в адрес стройнадзора – обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления, информация из СМИ, а также инициирование проверок надзорным органом – все подлежит согласованию с прокуратурой. Проверки могут быть проведены только после получения официального согласования прокуратуры по месту нахождения объекта капитального строительства.

Органы прокуратуры могут согласовать проверку только в том, случае если поступившая информация, содержит сведения о нарушениях технических регламентов, проектной документации, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

С 01.08.2011 года за месяц применения федерального закона, Стройнадзором направлено на согласование 20 выездных проверок, однако не все из них согласованы органом прокуратуры, в связи с отсутствием в поступившей информации угрозы в результате деятельности юридических лиц.

Отраслевое законодательство и устоявшаяся правоприменительная практика при определении понятий «создание угрозы причинения вреда» либо «причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу» под угрозой понимает – опасность, предполагающая возможность (вероятность) причинения вреда, наступления потерь, ущерба при определенных обстоятельствах; причинение вреда – это фактическое (осуществленное) причинение вреда, подтвержденное достоверными сведениями, документами.

То есть нарушения любой категории, как разрешительной документации, так и технологии строительства, реконструкции (нарушения проектной документации и технических регламентов), выявляемые в процессе осуществления государственного строительного надзора предполагают наличие угрозы.

Сложность применении положений федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства заключается в том, что закон не учитывает специфику направленности надзора, задачей которого, согласноПоложения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

Другими словами строительный надзор направлен именно на проверку объекта капитального строительства, а федеральный закон предусматривает проверку деятельности юридического лица.

Так, не редки случаи, когда на одном объекте осуществляются строительные работы более чем 10-тью юридическими лицами. В таких случаях теперь согласованию с прокуратурой подлежит каждая проверка в отношении конкретного юридического лица.

Все это приводит к сложностям принятия мер по пресечению самовольного строительства, реконструкции, либо нарушений проектной документации, а также возможности возбуждения административного производства.

Федеральным законом предусмотрено исключение из общего правила, когда надзорный орган в случае необходимости принятия неотложных мер для предотвращения нарушений может провести проверку незамедлительно с обязательным уведомлением в течение 24 часов органов прокуратуры. В этом случае прокуратура не может отказать в согласовании проверки.

В случаях согласования проверок органами прокуратуры на надзорный орган возложена обязанность с момента завершения проверки в течение пяти рабочих дней по направлению акта проверки в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

Изменения коснулись и порядка оформления результатов проверки, так юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в надзорный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Самым существенным изменением является обязанность надзорного органа уведомить саморегулируемую организацию (СРО) о проведении проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки, в случае проведения выездной проверки членов СРО Службой. Если в ходе проведения проверки выявлены нарушения, должностные лица Службы обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения проверки.

Статья 20 федерального закона 294-ФЗ предусматривает случаи, когда результаты проверки, проведенной надзорным органом подлежат отмене на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя, к таким относятся - отсутствия оснований проведения плановой проверки, несоблюдение срока уведомления о проведении проверки, отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При установлении таких фактов должностные лицами надзорного органа несут установленную административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения либо наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Без внимания законодателя не остались и проверяемые юридические лица и индивидуальные предприниматели. Действующий КоАП РФ дополнен статьей 19.4.1, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если указанные действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, то также предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При повторном совершение указанного административного правонарушения, штрафные санкции гораздо существеннее и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros