Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

О законопроекте: реклама застройщика и публичная оферта

Создано: 19 Февраля 2024

Группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) 16 октября 2023 года внесён законопроект № 459956-8 (далее – законопроект) о дополнении ст. 494 Гражданского кодекса РФ частью 3, в соответствии с которой предлагается признавать публичной офертой любую информацию, распространяемую застройщиком в целях привлечения денег физических и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

В соответствии с ч.2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

При этом под офертой понимается предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в последнее время возросло количество случаев, когда застройщики подчеркивают достоинства своих объектов, описывая планы по созданию инфраструктуры, а граждане принимают эту информацию в качестве надежной и достоверной, обязательной к исполнению застройщиками. В результате они приобретают квартиры с ожиданиями, что все социальные объекты и другие удобства, указанные в рекламных буклетах, будут реализованы.

При этом, информация, распространяемая в рекламных буклетах, рекламных билбордах (щитах), информация, размещенная застройщиками в интернете или в средствах массовой информации не является публичной офертой и носит информационный характер. Таким образом, застройщики освобождены от ответственности, если рекламные обещания о создании детского сада или школы не будут реализованы. В случае судебного спора они утверждают, что объекты соответствуют проектной документации и договорам, а отсутствие обещанных в рекламных буклетах объектах и свойств дома или двора не является нарушением обязательств.

В пояснительной записке в качестве примера приведена статистика в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, при строительстве жилых комплексов в этом регионе в 78,1% случаях застройщики из сегмента масс-маркета не выполнили свои обещания, которые касались строительства социальной инфраструктуры на территории жилых комплексов. При строительстве жилья бизнес-класса застройщики также зачастую не сдерживают обещания (в 57,1% случаев). В Ленинградской области ни в одной из сданных новостроек в 2017-2019 годах придомовое пространство не соответствовало в полной мере рекламной визуализации.

Аналогичные тенденции нашли свое отражение и при строительстве жилья в Красноярском крае.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что текущее правовое регулирование позволяет привлечь застройщиков к ответственности за недобросовестную рекламу. Однако оно не является эффективным инструментом сдерживания застройщиков от введения потребителей в заблуждения относительно свойств объекта долевого строительства.

Если законопроект примут, застройщики будут обязаны выполнять все рекламные обещания перед участниками долевого строительства. Например, если застройщик указал в рекламных буклетах, что обязуется построить инфраструктуру (детский сад, парк, спортивную площадку), то он должен будет это сделать, даже если в договоре долевого строительства это обязательство не указано.

Предполагается, что принятие законопроекта создаст гарантии исполнения застройщиками своих рекламных обещаний, что, в свою очередь, поспособствует укреплению доверия покупателей к застройщикам и отрасли строительства в целом.

17 октября 2023 года законопроект был направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

12 декабря 2023 года Правительство РФ направило в Государственную Думу официальный отзыв, согласно которому не поддерживает законопроект.

Согласно позиции Правительство РФ, признание размещаемой застройщиком рекламы публичной офертой потребует отражения в ней значительного объема информации о технических характеристиках объекта капитального строительства, предусмотренной в качестве существенных условий договора участия в долевом строительстве частями 4, 42 , 45 и 46 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ), что не соответствует целям привлечения внимания к объекту рекламирования.

В связи с этим результатом предлагаемых в законопроекте изменений может стать полное прекращение рекламы объектов недвижимости, строительство которых осуществляется в рамках Закона № 214-ФЗ, что может не только негативно сказаться на строительной отрасли в Российской Федерации, но и привести (вопреки целям законопроекта) к снижению уровня информативности потребителей о предлагаемых на рынке недвижимости условиях таких договоров.

Кроме того, при признании всей исходящей от застройщика информации о проекте строительства публичной офертой застройщик будет обязан сохранять неизменность первоначально определенной в рекламе информации о качестве и виде объекта, в то время как в условиях внешнего санкционного давления застройщикам приходится сталкиваться с необходимостью замены строительных материалов и строительного оборудования на другие, не ухудшающие качество объекта строительства.

По мнению Правительства РФ, является достаточным установленной Законом № 214-ФЗ обязанности застройщика по раскрытию информации об объекте капитального строительства в проектной декларации и ее размещению в общедоступной части единой информационной системы жилищного строительства.

Решением Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству законопроект и материалы к нему были направлены на рассмотрение Совета Государственной Думы, который 11.12.2023 включил его в примерную программу рассмотрения (Весенняя сессия; 2024, февраль) и направил законопроект в правовое управление аппарата Государственной Думы.

Согласно заключению правового управления аппарата Государственной Думы, поскольку договор участия в долевом строительстве не является договором розничной купли-продажи, положения статьи 494 Гражданского кодекса РФ не распространяются на отношения сторон договора участия в долевом строительстве. Такие отношения регулируются специальным федеральным законом – Законом № 214-ФЗ.

Законопроект не определяет порядок акцепта (принятия) указанной в нем публичной оферты, учитывая, что договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Кроме того, использование в проектируемом положении формулировки «любая информация» представляется некорректным, поскольку распространяемая застройщиком в целях привлечения денежных средств для долевого строительства информация может не содержать условий заключаемого договора.

Служба продолжит следить за судьбой рассмотрения законопроекта.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение