Многоуровневые стоянки во многих городах России становятся все более востребованными. Основной причиной этого служит острая нехватка парковочных мест как в спальных районах, так в административно-торговой части города. Данная категория стоянок является относительно компактной, но при этом довольно вместительной.
Обеспечение пожарной безопасности подземных многоуровневых автостоянок включает в себя комплекс объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических решений и организационных мероприятий. Рассмотрим основные требования.
К объемно-планировочным относятся решения, направленные на ограничение распространения пожара и продуктов горения при пожаре внутри здания, рациональное размещение и необходимое количество эвакуационных выходов, требуемые размеры (ширину) и протяженность путей эвакуации.
Конструктивные решения направлены на применение строительных конструкций и устройство противопожарных преград для обеспечения необходимой степени огнестойкости и сопротивления возгораемости здания.
В соответствии с требованиями СП 4.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, общеобразовательных учреждений, других образовательных учреждений различного профиля, а также зданий производственного или складского назначения где хранятся или обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости.
В одноквартирных жилых домах, в том числе блокированных, автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости, при условии выделения противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.
Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
В многоквартирных жилых домах встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (техническим).
В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре.
Подземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 5 подземных этажей.
В подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
Инженерно-технические решения связаны с применением средств автоматической противопожарной защиты для обнаружения и ликвидации пожара (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, система автоматического пожаротушения, системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции и внутренний противопожарный водопровод).
Необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и определение числа пожарных стволов и минимального расхода воды на внутреннее пожаротушение определяется по СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом в неотапливаемых помещениях закрытого типа за пределами насосной станции трубопроводы внутреннего противопожарного водопровода допускается выполнять сухотрубными.
Системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются в соответствии с требованиями СП 7.13130.2009 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования».
Системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать из помещений для хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, а также из изолированных рамп этих автостоянок.
Система приточной противодымной вентиляции применяется для подачи воздуха в тамбур-шлюзы и незадымляемые лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку при пожаре, устраиваемые в необходимых случаях, рассмотренных выше.
Оборудование установками пожаротушения и пожарной сигнализации зданий подземных автостоянок выполняется по СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». При этом, необходимо отметить, что помещения для хранения транспортных средств, встроенные в здания иного назначения, оборудуются автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
К организационным мероприятиям относится соблюдение правил пожарной безопасности, изложенных в Правилах противопожарного режима в РФ, а также грамотная эксплуатация систем пожарной безопасности (сигнализации и оповещения людей о пожаре, пожаротушения, дымоудаления).
Выполнение всего комплекса указанных решений позволит обеспечить пожарную безопасность подземных многоуровневых автостоянок, сохранить и уберечь от пожара не только человеческие жизни, но и материальные ценности (автомобили).
Комментарии