Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Порядок и основания ограничения (приостановления) коммунальных услуг в жилых помещениях, особенности уведомления собственников помещений о введении процедуры ограничения (приостановления)»

Создано: 31 Мая 2019 Обновлено: 03 Июня 2019

Проблема злоупотребления правом пользования коммунальными услугами стоит достаточно остро как для управляющих организаций, так и для поставщиков ресурсов.

Управляющие компании вправе применить меры принуждения для взыскания задолженности с пользователя помещения. Однако на их действия налагаются ограничения. Предпринять такие действия они могут в рамках прописанной в законе процедуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Статьей 156 Жилищного Кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В случае неоплаты или просрочки оплаты потребителем коммунальных услуг законодательством, помимо начисления пеней за неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг, взыскания задолженности в судебном порядке, предусмотрено такое последствие для должника, как ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги.

Здесь стоит обратить внимание, что под неполной оплатой потребителем одной коммунальной услуги понимается наличие у потребителя двух условий:

- задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за нее (исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа), действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги

- отсутствие заключенного с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.

В случае, если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

Правила приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ и предусматривают право исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ; пп. «д» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - далее Правила).

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса. Одновременно исполнитель обязан опломбировать соответствующее механическое, электрическое или санитарно-техническое оборудование, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Если иное не предусмотрено законодательством РФ или договором о предоставлении коммунальных услуг порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги следующий (п. 119 Правил):

  1. Исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. В случае отсутствия технической возможности введения ограничения, то подача коммунальной услуги приостанавливается без предварительного её ограничения. Здесь стоит отметить, что действовавшее ранее положение о повторном предварительном уведомлении должника за 3-е суток до приостановления или отключения услуги, отменено с 01.01.2017 г. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".

Также, с 01.01.2017г уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов:

- вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

- направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

- иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

Считаем целесообразным использовать одновременно несколько способов уведомления должников:

- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;

- направление заказного письма с уведомлением о вручении;

- отправка текста СМС с сотового телефона при приобретении сим-карты на ТСЖ или УК;

- путем направления телефонограммы телефонного звонка с записью разговора.

Кроме того, уведомление об ограничении коммунальных услуг целесообразно направлять не только собственникам квартиры, но и проживающим в квартире лицам, являющимся членами семьи собственника жилого помещения и в силу ч. 3 ст. 31 Жилищного Кодекса РФ несущих солидарную с ним обязанность по оплате коммунальных услуг.

2. Если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги;

3. Если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах, также, за исключением холодного водоснабжения.

Согласно п. 120, 121(1) Правил все расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.

При этом, на основании п. 114 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Подача коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем.

Анализируя сложившуюся практику, в последнее время потребителям коммунальных услуг, в случае возникновения задолженности по их оплате, приходится сталкиваться с неправомерными действиями управляющих компаний, которые без соблюдения установленного законодательством уведомительного порядка приостанавливают подачу коммунальной услуги, все чаще по водоотведению, устанавливая так называемые «заглушки» в системе канализации. Исполнители «блокируют» канализацию даже в тех случаях, когда задолженность по оплате у потребителя возникла за предоставление другой коммунальной услуги, не связанной с водоотведением. Тогда как положениями п. 114 Правил установлено, что при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Стоит отметить, что ограничение водоотведения как одного из видов коммунальных услуг, действующим законодательством не запрещено. Одним из основных требований к процедуре ограничения служит, как было уже отмечено, надлежащее уведомление должника об отключении - в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с обязательным указанием задолженности именно по данной коммунальной услуге.

Также, следует знать, что согласно п. 122 Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Обращаем внимание на существующую судебную практику, свидетельствующую о том, что в случае, если прекращение работы системы канализации делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, а также в случае нарушения исполнителем коммунальной услуги уведомительного порядка, действия по прекращению водоотведения могут быть признаны судом незаконными. Лицо, которому подача предоставление коммунальной услуги ограничено с нарушением законодательства, вправе требовать возмещения морального вреда.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение