Эффективное функционирование ЖКХ, особенно в районах Крайнего Севера, является важнейшим условием для развития территорий и социальной стабильности. К большому сожалению, для снабжения Норильского промышленного района отсутствует какая-либо транспортная логистика, кроме доставки грузов по воде или по воздуху. Все это значительно усложняет, а главное придает вес в цене комплектующим и ремонтным материалам жилищно-коммунального комплекса. Это один из ключевых факторов ценообразования на товары и услуги, что приводит к высокому тарифу на жилищную услугу, средняя величина которого по Норильску, правда, не превышает 75 руб./м2. Недавнее исследование (2022 год) показало величину экономически обоснованного тарифа для девятиэтажного многоквартирного дома, построенного в 80-х годах прошлого столетия, в 105 руб./м2 – это тариф, который позволит содержать и ремонтировать дом, находящийся в удовлетворительном техническом состоянии.
В условиях многолетнемерзлых грунтов процесс старения коммуникаций идёт быстрее. В настоящее время в Норильске средний процент износа многоквартирных домов составляет 44%, при этом износ коммуникаций куда выше. Об этом свидетельствуют систематические аварии на сетях канализации, следствием которых идет подтопление подполий, растепление грунтов – оснований фундаментов. Это вот и есть основная задача, на которую необходимо обратить внимание всем службам.
Учитывая изношенность домов в Норильске, тариф на их содержание и ремонт должен быть увеличен, хотя бы временно, на 50 % от экономически обоснованного для достижения надлежащего состояния каждого. Со «Сталинками» вопрос посерьезнее: во-первых, практически все дома входят в объекты культурного наследия, во-вторых, возраст домов превышает 70 лет. Благо есть программы Норникеля и капитального ремонта, позволяющие поддерживать их работоспособное техническое состояние.
Граждане в обращениях и на приеме иногда задают вопрос: «Почему у нас все время бежит кровля?», «Почему в подъезд страшно зайти?» или вот недавно: «Многоквартирный дом по ул. 50 лет Октября, д. 1 – объект культурного наследия, почему не содержится в надлежащем состоянии?». Хорошо, Служба меры обязательно примет: в соответствии с договором управления многоквартирного дома, Жилищным кодексом, с лицензионными требованиями в целом, управляющая компания обязана предпринимать меры по обеспечению надлежащего состояния жилищного фонда, находящегося в управлении, следовательно, в ее адрес, в случае выявления нарушений, выдаст предписание, с большой долей вероятности привлечет к административной ответственности и оставит на время для устранения нарушений. А если УК предписание не выполнит, то получит новый штраф и новое предписание, и так до тех пор, пока нарушение не будет устранено.
Вот здесь возникает вопрос: «А как исполнить предписание, например, отремонтировать подъезд, стоимость которого до 200 тысяч в Норильске стоит, с тарифом 75 руб./м2». При несложном подсчете можно понять, что при запланированной 30% доле на текущий ремонт из общего тарифа на жилищную услугу, на ремонт одного подъезда в доме с общей площадью в 5000 м2, потребуется полугодовой сбор средств (при условии, что все платят), потому что надо будет отремонтировать все подъезды, иначе жалобы пойдут. А в это время крыша протекла, залило три этажа, висит задолженность перед ресурсниками, давным-давно возникшая, которая гасится как раз со статьи расходов «текущий ремонт».
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ закреплена обязанность за собственником жилого помещения бремени содержания данного помещения и общего имущества в многоквартирном доме. Именно от собственника жилого помещения должна идти инициатива созвать общее собрание, на котором поднять вопрос приведения дома в надлежащее состояние. В свою очередь, управляющая компания должна подготовить информацию на рассмотрение собственников: провести осмотр общего имущества, подготовить детальный план устранения выявленных дефектов, рассчитать нужный тариф. При выполнении этих условий дело остается за устранением дефектов.
Комментарии