Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Ежегодный отчет за 2023 г. - часть 1

Создано: 01 Марта 2024

Навигация по разделам 

О службе

Региональный государственный строительный надзор

Надзор за долевым строительством

Региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль

Часть 2

О СЛУЖБЕ

Основные задачи деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) заключаются в осуществлении:

  • регионального государственного строительного надзора;
  • региональный государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;
  • регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
  • регионального государственного жилищного надзора;
  • лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надзор осуществляют специалисты трех отделов по направлению строительного надзора, четырех отделов по направлению жилищного надзора и лицензионного контроля, отдела надзора за долевым строительством и пяти подразделений на территории Красноярского края в городах Ачинск, Канск, Минусинск, Лесосибирск, Норильск.

1

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

Региональный государственный строительный надзор осуществляют специалисты трех отделов: отдел надзора за строительством объектов первой территориальной зоны, отдел надзора за строительством объектов второй территориальной зоны, отдел надзора за строительством объектов третьей территориальной зоны. Кроме того, в рамках государственного строительного надзора функционирует отдел технической политики и нормирования. Задачей отдела является разработка и совершенствование методов и процедур осуществления надзорной деятельности службы, их типизация и унификация с учетом передовых практик и современных технических и технологических возможностей, разработка мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

За 2023 год под надзором Службы находилось 792 объекта  капитального строительства, из них: 689 объектов нового строительства, 103 объекта реконструкции.

По назначению объекты распределились следующим образом:

жилые дома 332
объекты образования, науки, и дошкольные учреждения 32
объекты здравоохранения 12
дороги и объекты автодорожного назначения 42
объекты производственного назначения 99
прочие объекты (объекты физической культуры и спорта, социально-культурного назначения, магазины, офисы, АЗС, водозаборные сооружения, гидротехнические сооружения, железнодорожные тупики, сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, линии электропередач, очистные сооружения и т.д.) 275

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в части осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края за 2023 год проведено 1209 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, в том числе 38 инспекционных визитов, и 51 мероприятие без взаимодействия в виде выездного обследования. Выявлено 3658 нарушений (82% из них относятся к нарушениям требований проектной документации, отсутствию документов на виды работ и строительные материалы), по результатам выявленных нарушений выдано 531 предписание, возбуждено 103 административных дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора по объектам капитального строительства,проектная документация которых не подлежит экспертизе, в 2023 году в отношении застройщиков – физических и юридических лиц проведено 33 мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования, по результатам которых в органы местного самоуправления  направлено 9 уведомлений о  выявлении самовольной постройки.

Службой принято участие в 56 проверках, проводимых органами прокуратуры районов г. Красноярска и Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю, подразделениями ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия, ГУФССП по Красноярскому краю с последующим предоставлением пояснений специалистов.

Службой на ежеквартальной основе осуществляется мониторинг строительной готовности объектов многоэтажного домостроения на территории Красноярского края с последующим составлением актов строительной готовности. По объектам капитального строительства, на которых строительство приостановлено (внесенных в Единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО)), мониторинг осуществляется ежемесячно. Так, по итогам 2023 года инспекторами Службы составлено 1259 актов строительной готовности с указанием степени фактической готовности объекта.

За ходом строительства объектов, числящихся в ЕРПО, установлен постоянный контроль. На официальном сайте Службы на интерактивной карте реализовано размещение информации о поднадзорных объектах капитального строительства, о проведенных Службой контрольных (надзорных) мероприятиях, выявленных нарушениях, в том числе об изменении строительной готовности по каждому многоквартирному дому, в отношении которого Службой осуществляется региональный государственный строительный надзор.

За 2023 год Службой выдано 164 заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также принято 94 решения об отказе в выдаче таких заключений.

Значительная доля отказов в выдаче заключения связана с изменением порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора. Так в соответствии с  Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2161 (далее – Общие требования), после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органами регионального государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее – Закона № 248-ФЗ), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии (пункт 49 Общих требований).

Кроме того, в отчетном периоде завершены строительством 88 многоквартирных жилых домов и их этапов, 8 объектов образовательных учреждений, 8 объектов производственного назначения, 5 объектов физической культуры и спорта, 4 объекта здравоохранения, 2 общежития для сотрудников компаний по добыче природных полезных ископаемых на севере Красноярского края и иные объекты. 

 2

Введены в эксплуатацию 12 многоквартирных жилых домов, построенных в рамках реализации региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» и «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» нацпроекта «Жильё и городская среда» в г. Красноярске по ул. Крайняя, д. 8, 10 (застройщик МКУ г. Красноярска «УКС»), по ул. Светлова, д. 42 (застройщик ООО «СЗ «Нанжуль 8»), г. Дивногорске по ул. Патриса Лумумбы, д.5 (застройщик ООО «Оптторг»), г. Ачинске в мкр. Юго-Восточный район, д. 47А (застройщик МКУ «УКС»), с. Вершнепашино Енисейского района по ул. Пролетарская, д. 1А (застройщик ООО «ЭлектроМонтажСтрой»), г. Лесосибирск по ул. Портнягина, д. 20, 20А, 22, 22А, 24, 24А (застройщик ООО «УСК «Сибиряк»). 

3

Завершены строительством 14 объектов автодорожных сооружений и дорог в Богучанском, Северо-Енисейском и Ужурском районах Красноярского края, г. Норильске, г. Красноярске,  г. Минусинске, г. Ачинске.

Построены ряд социально значимых объектов, таких как «Детский сад по ул. Крайняя» и «Детский сад в жилом районе «Медицинский городок»» в г. Красноярске, «Школа на 165 учащихся в с. Нарва Манского района», «Школа на 550 учащихся в пос. Мотыгино Мотыгинского района», «Средняя школа на 450 учащихся в с. Ванавара Эвенкийского муниципального района: I этап строительства-завершение строительства здания школы и инженерных сетей», «Физкультурно-оздоровительный комплекс» в г. Красноярске, в г. Заозерный Рыбинского района и в Краснотуранском районе, «Быстровозводимая крытая спортивная площадка в Манском районе», «Быстровозводимая крытая спортивная площадка в с. Малая Минуса Минусинского района», «Строительство комплекса зданий Культурно-просветительского центра в с. Казачинское», «Досуговый центр на 100 мест, расположенный в п. Громадск, Уярский район», «Досуговый центр на 100 мест, расположенный в с. Боготол, Боготольского района», «Досуговый центр в с. Галанино Казачинского района», «Поликлиника в мкр. «Северный» г. Красноярска», «Родильный дом в г. Шарыпово», «Акушерский корпус с женской консультацией» в г. Енисейске, «Строительство лечебно-диагностического корпуса в с. Ирбейское Ирбейского района».

4

Следует отметить, что в июле 2023 года началось строительство детской многопрофильной больницы по ул. Караульной в г. Красноярске. Застройщиком является КГКУ «УКС», генеральный подрядчик - ООО УСК «Сибиряк». Планируемый срок завершения строительства больницы IV квартал 2027 года. Детская многопрофильная больница предназначена для оказания первичной медико-санитарной и специализированной помощи детям г. Красноярска и районов Красноярского края в возрасте от 0 до 18 лет с соматической, инфекционной и хирургической патологией. Согласно проекта в состав больницы входит инфекционный корпус на 160 коек, соматический корпус на 250 коек, хирургический корпус на 230 коек, административно-диагностический корпус и лабораторный корпус. А также отдельно стоящие здания пищеблока, утилизации медицинских отходов, гараж, теплые переходы, соединяющие корпуса лечебного учреждения.

5

«Реконструкция средней общеобразовательной школы №47» и «Реконструкция левобережных очистных сооружений канализации (1 этап). Сооружения механической очистки» в г. Красноярске, «Здание клуба (со спортзалом) по адресу: 660910, Красноярский край, п. Кедровый, площадь Ленина, дом 1, строение 5, литера Б-10».

Помимо этого, завершена реконструкция двух объектов культурного наследия: «Объект культурного наследия регионального значения «Комплекс музея им. Мартьянова Н.М. Второй корпус. 1900-1901 гг. 1951-1952 гг.», «Выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где в 1922 году размещалась редакция газеты «Власть труда» и жил и работал писатель Ян (Янчевецкий) В.Г.» и проведены работы по сохранению одного объекта культурного наследия: «2 этап: реставрация с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в октябре 1905 года Красноярская организация РСДРП и Совет рабочих и солдатских депутатов проводили общегородские митинги» Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 73. Блоки №3».

6

Особое внимание Службы уделяется надзору за строительством объектов нефтегазового комплекса на северной и восточной территории Красноярского края. В 2023 году выданы заключения органа государственного строительного надзора по 2 объектам капитального строительства: «Линия по переработке отходов бурения Ванкорского нефтяного месторождения» в Туруханском районе (застройщик ООО «РН-Ванкор») и «Строительство железнодорожного пути №12б ООО «Нефтеком» в Богучанском районе (застройщик ООО «Нефтеком»). Продолжается осуществление надзора по 24 объектам АО «СУЗУН», 16 объектам ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», 11 объектам АО «Ванкорнефть», 7 объектам ООО «Тагульское», 4 объектам ООО «РН-Ванкор», 2 объектам АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», 1 объекту ООО «Нефтеком» и 1 объекту АО «Норильсктрансгаз».

Кроме того, в отчетном году Служба осуществляла надзор по 11 объектам АО «Полюс-Красноярск», строительство и реконструкция которых ведётся на территориях месторождений «Благодатное» и «Олимпиада» - крупнейших золоторудных месторождений России в Северо-Енисейском районе Красноярского края, из них по 7 объектам работы завершены и выданы заключения о соответчики.

В рамках регионального государственного строительного надзора Служба оказывает массовую социально значимую услугу (далее – МСЗУ) «Осуществление государственного строительного надзора на основании извещений о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Услуга оказывается в момент начала процедуры осуществления регионального государственного строительного надзора, результатом которой является разработанная Службой программа проверок. Подача заявления по МСЗУ реализована в электронной форме (посредством Единого портала государственных услуг) и доступна к направлению в Службу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Доля направленных извещений о начале строительства в электронной форме за 2023 год составила 93 %. Достигнутый показатель характеризует высокий уровень востребованности электронных сервисов, что позволяет снизить административные барьеры при взаимодействии Службы с контролируемыми лицами и сокращает временные затраты на оказание услуги.

В рамках досудебного обжалования в Службу поступило 16 обращений, из них:

  • 14 – ходатайства об отсрочке исполнения предписания (13 ходатайств удовлетворены, от 1 ходатайства контролируемое лицо отказалось в день подачи ходатайства, в связи с чем, принято решение об отказе в рассмотрении ходатайства);
  • 1 – информирование об исполнении предписания (предписание признано службой исполненным),
  • 1 - обжалование предписания об устранении выявленных нарушений (принято решение об отказе в рассмотрении жалобы по пункту 1 части 1 статьи 42 Закона № 248-ФЗ, жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частью 6 статьи 40 Закона № 248-ФЗ, и не содержала ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы).

По данным Красноярскстата за 2023 год введено 1 630 658 м2 жилья, из них многоквартирных домов – 931 169 м2 и индивидуальное строительство (ИЖС и садовые дома) – 699 489 м2. Отмечается положительная динамика (116,8%) увеличения ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию на территории края по сравнению с уровнем 2022 года.

Минстрой России в целях апробации построения цифровой вертикали в работе органов государственного строительного надзора еще в 2022 году инициировал реализацию проекта на территории Красноярского края для последующего распространения лучших практик по всей территории Российской Федерации. Цифровая вертикаль строительной отрасли предполагает электронное взаимодействие органа государственного строительного надзора с контролируемыми лицами в процессе строительства объекта, ведение общего журнала работ в электронном виде, а также внедрение технологий информационного моделирования для того, чтобы все этапы и процессы строительства были взаимосвязаны. Цифровая модель объекта капитального строительства, созданная с использованием технологий информационного моделирования, позволяет повысить эффективность планирования и строительства объекта, снизить влияние человеческого фактора на качество разработки проектной документации и уменьшить количество различных ошибок и неточностей.

Апробация данной модели осуществляется на примере строительства десяти домов, реализуемых в рамках комплексного плана социально-экономического развития Норильска до 2035 года (реновация жилищного фонда), расположенных по адресам: ул. Лауреатов, д. 29, 31, 56, 58, ул.  Кирова, д. 7/10, ул. Павлова, д. 23, ул. 50 лет Октября, д. 2Б, 2В, ул. Спортивная, д. 4, 6. Застройщиком выступает МУ «Управление по реновации администрации города Норильска». В 2023 году по объектам проведена 21 выездная проверка, выдано 8 предписаний. По результатам проверочных мероприятий в октябре проведено рабочее совещание и осмотр строящихся объектов с участием заместителя Главы г. Норильска по строительству и реновации, представителей застройщика, технического заказчика КГКУ «УКС», и подрядной организации ООО «СК «Титан», на котором обсудили проблемные вопросы, возникшие при осуществлении строительства и их пути решения. Строительство данных объектов идет полным ходом, даже несмотря на суровый климат региона и логистические трудности с доставкой материалов. Уже во второй половине 2024 года планируется сдача и ввод в эксплуатацию первых построенных объектов.

При осуществлении регионального государственного строительного надзора пристальное внимание уделяется работе с застройщиками, подрядными, проектным и экспертным организациям по вопросам повышения качества возводимых объектов капитального строительства на территории Красноярского края.

В течение года проведены 8 рабочих совещаний с представителями КГКУ «УКС», МКУ г. Красноярска «УКС» и подрядными организациями (в том числе в режиме ВКС) в отношении бюджетных социально - значимых объектов,  возводимых на территории г. Красноярска и Красноярского края, по вопросам степени готовности объектов и сроков завершения их строительства в 2023 году. По результатам проведенных мероприятий совместно проработаны проблемные вопросы в части устранения существующих нарушений обязательных требований, выявленных Службой, а также скорректированы даты проведения итоговых проверок по объектам разной степени готовности.

Кроме того, в преддверии «Дня строителя», Службой совместно с министерством строительства края, краевой организацией профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Союзом промышленников и предпринимателей края и саморегулируемых организаций в сфере строительства организован краевой конкурс «Лучшая строительная компания». Конкурс имеет многолетнюю историю и проводится с целью повышения культуры строительного производства, общественного признания профессиональных успехов застройщиков и подрядных организаций, применения и распространения лучших практик организации строительного производства на территории Красноярского края.

В отчетном году участниками конкурса стали 8 строительных организаций г. Красноярска: ООО «СЗ «СБ Лидер», ООО «СЗ Компания «Арбан», ООО «СЗ «Готика-Медео», АО «УСК «Новый город», АО «Фирма Культбытстрой», ООО «Перспектива», ООО «СЗ Этажи», ООО СЗ «Конструктив девелопмент».

Лучшими строительными компаниями, по мнению конкурсной комиссии, в номинации «Лучшая концепция благоустройства и озеленения» по категории «Благоустройство» стало ООО «СЗ Компания «Арбан» за строительство многоквартирного дома в районе ул. Малиновского, а по категории «Озеленение» - ООО «СЗ «СБ Лидер» за строительство жилого дома по ул. Гусарова, набравшие наибольшее количество баллов.

7

В номинации «Самый дисциплинированный застройщик/генеральный подрядчик/строительная организация» победителем назвали ООО СЗ «Конструктив девелопмент» за строительство комплекса многоэтажных домов в Кировском районе г. Красноярска.

Победителем в номинации «Самая безопасная строительная площадка» стало АО «Фирма Культбытстрой» за строительство общеобразовательной школы в VII мкр. «Аэропорт», а в номинации «Лучшая организация строительной площадки» первое место заняло ООО «СЗ Компания «Арбан» за строительство жилого дома на ул. Шахтеров 33а.

В июле руководитель Службы      Е.Н. Скрипальщиков принял участие во Всероссийском форуме «Строим цифровой регион» в г. Перми, организованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ООО «Цифровые форумы» и Министерством информационного развития и связи Пермского края.  В рамках мероприятия участники обсудили основные тренды цифровизации строительного сектора в России, рассмотрели эффективные ИТ – практики в строительстве на разных циклах реализации проектов – от проектирования до эксплуатации объектов.

8

Также следует отметить, что в марте 2023 года на специализированной выставке «Строительство и архитектура» проводимой в рамках XIАрхитектурно-строительного форума Сибири Службой организована консультационная площадка, в рамках которой оказана консультация 28 гражданам и 2 представителям юридических лиц на интересующие их вопросы в сфере строительства и эксплуатации многоквартирных домов.

9

НАДЗОР ЗА ДОЛЕВЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ 

Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществлялся Службой в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 10.12.2021 №  863-п (далее – Постановление № 863-п) с учетом особенностей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.03.22 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) в отношении 98 застройщиков, осуществляющих строительство 215 объектов,  включая 19 объектов нежилого назначения (апартаменты) и 196 многоквартирных домов (далее - МКД), общей жилой площадью 2  717,04 тыс. кв.м. По итогам года в связи с вводом 72 многоквартирных домов в эксплуатацию, под контролем остается 124 многоквартирных дома общей жилой площадью 1 774,063 тыс. кв.м. и 19 объектов нежилого назначения.

При организации мероприятий в 2023 году, осуществляемых в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории края были поставлены следующие цели:

  • исключить недобросовестное исполнение обязательств застройщиков перед участниками долевого строительства и членами жилищно-строительных кооперативов;
  • обеспечить восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства на территории края.

Для оценки предусмотренных мероприятий установлены ключевые показатели результативности и эффективности деятельности Службы, утвержденные Постановлением № 863-п.

№ п/п Наименование ключевого показателя Целевые (плановые) значения ключевых показателей Текущее значение показателя 2023 год
1 Доля многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - объекты), введенных в эксплуатацию в течение календарного года в задекларированные сроки или с опережением задекларированных сроков, в отношении которых контролируемыми лицами привлекались денежные средства участников долевого строительства, от общего числа объектов, введенных в эксплуатацию с привлечением денежных средств участников долевого строительства, % 90 80,6
2 Доля объектов, строящихся с соблюдением или опережением сроков реализации примерных графиков строительства, от общего числа строящихся объектов с привлечением контролируемыми лицами денежных средств участников долевого строительства, % 85 88,1
3 Доля контролируемых лиц, соблюдающих сроки размещения информации, подлежащей раскрытию в ЕИСЖС, от общего числа контролируемых лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, % 85 81,6

Из 72 многоквартирных домов, в установленном порядке введенных в эксплуатацию в 2023 году, в отношении которых привлекались денежные средства участников долевого строительства, 58 домов были введены в эксплуатацию без нарушения задекларированных сроков ввода (ключевой показатель № 1). Из 143 объектов, строительство которых осуществляется в рамках законодательства в области долевого строительства и по итогам года не завершено, по 17 объектам застройщики допустили нарушения сроков реализации примерных графиков строительства (ключевой показатель № 2). Из 98 застройщиков, в отношении которых Службой проведены контрольно-надзорные мероприятия, 18 допустили нарушения сроков размещения информации в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС), ключевой показатель № 3.

 Таким образом, текущие значения ключевых показателей в 2023 году соответствуют либо близки к плановым значениям.

Исходя из сведений, содержащихся в проектных декларациях, размещенных застройщиками в ЕИСЖС, Службой ежемесячно обеспечивался финансовый мониторинг деятельности всех застройщиков, осуществляющих жилищное строительство на территории края с привлечением средств участников долевого строительства с предоставлением результатов мониторинга в министерство строительства Красноярского края, в целях последующего предоставления в Минстрой РФ.  По результатам мониторинга подготавливались аналитические материалы и обзоры текущей ситуации в области долевого строительства жилья.

Количество действующих (неисполненных) договоров участия в долевом строительстве (далее – ДДУ) по итогам года составило 9972 по которым реализовано 538,891 тыс. кв. м.  Процент реализованной площади от всей запроектированной площади в строящихся многоквартирных домах в течение года колебался в пределах от 38% до 43% в зависимости от выхода на рынок новых проектов строительства и убытием, в связи с вводом в эксплуатацию ранее начатых объектов строительства.

Динамика заключения ДДУ  и  реализация жилья по ДДУ 

Всего в течение года застройщиками в ЕИСЖС  было размещено 62 проектные декларации, на новые объекты строительства, из них 60  - многоквартирные дома общей площадью   955,711 тыс. кв.м. Тогда как в 2022 году было размещено лишь 42  проектные декларации на объекты общей площадью 686,670 тыс. кв.м. Тенденция увеличения выхода на рынок новых проектов жилищного строительств, на фоне роста цен на недвижимость на первичном рынке жилья,  обусловлена имеющемся спросом населения, поддерживающем программой льготной ипотеки.

10

Динамика размещения проектных деклараций в ЕИСЖС

11

Суммарный размер взятых застройщиками кредитных обязательств для строительства многоквартирных домов по итогам года составил 119 466, 065 млн. рублей. Взятые кредитные обязательства на 48,6% обеспечены денежными средствами участников долевого строительства, подлежащими депонированию на счетах эскроу (договоры участия в долевом строительстве заключены на общую сумму 58 120,123 млн. рублей).

12

Как и в 2022 году, в связи с ограничениями на проведение контрольных (надзорных) мероприятий основные усилия в 2023 году были направлены на проведение мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (мониторинг безопасности), а также профилактические мероприятия. По согласованию с прокуратурой Красноярского края было проведено 3 внеплановых проверки, по результатам которых выдано 2 предписания, возбуждено 5 административных дел. При этом проведено 296 мероприятий без взаимодействия, в действиях застройщиков было выявлено 738 нарушений, а также 242 признака нарушений, в адрес застройщиков, допустивших эти нарушения направлены информационные письма о допущенных ими нарушениях, а также выдано 113 предостережений.

В отношении отдельных застройщиков, систематически допускающих нарушения обязательных требований законодательства в области долевого строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости информация направлялась в прокуратуру края для принятия мер прокурорского реагирования. Всего в течение года органами прокуратуры по материалам Службы было возбуждено 10 административных дел, ответственность за которые предусмотрена ст.14.28, 13.19.3 КоАП РФ.  По фактам, имеющим признаки уголовно-наказуемого деяния в деятельности двух застройщиков, сведения были переданы в органы прокуратуры и полиции. По результатам по одному факту в отношении руководителя застройщика возбуждено уголовное дело, в отношении другого факта информация в стадии проверки, решение не принято.

Участие в работе межведомственной комиссии по координации вопросов долевого строительства, взаимодействие с ППК «Фонд развития территорий».

В 2023 году Краевой межведомственной комиссией по вопросам долевого строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Красноярского края (далее – МВК) было проведено 3 расширенных совещания с участием всех членов МВК, а также   84 рабочих совещаний, в которых принимали участие представители Службы, министерства строительства Красноярского края и прокуратуры, в том числе с выездом на строительные площадки проблемных объектов.

Так в рамках поручений МВК и межведомственной рабочей группы по борьбе с нарушениями законодательства в сфере долевого строительства, созданной при прокуратуре Красноярского края, проведено 21 рабочее совещание с выездом на строительные площадки жилых домов №11, №12, №13 в мкрн. Преображенский и №1 по ул. Шахтеров (II-й и III-й этапы строительства) в г. Красноярске с представителями застройщика ООО «Свой дом» и подрядной организации ООО «Монолитстрой» с целью мониторинга строительства объектов и обсуждения проблемных вопросов, ведущих к отставанию темпов строительства домов от графиков производства работ, и путей их решения.

Кроме того, в период с мая по декабрь Службой совместно с министерством строительства Красноярского края организовано ежемесячное проведение выездных рабочих встреч с инициативными группами граждан-участников долевого строительства на 13 объектах жилищного строительства, достройкой которых занимается Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства (бывшие объекты организаций банкротов в г. Красноярске ул. Шевченко, д.1, д.2 (ООО «Монтаж-Строй»), ул. Прибойная, 37, стр.2  ж/д №1, №2, №3 (ООО «Спецстрой»), ул. Прибойная, 37, стр.6,7 (ООО «Зодчий»), ул. Хабаровская, 7 (ООО «Емельяновская слобода»), ул. Баумана, 6 (ООО «Стройресурс»), ул. Шахтеров-ул.  Караульная ж/д №1, №2, №3, №4 (ООО «Сибинвест») и г. Сосновоборске ул. Солнечная, 41 (ООО «Стройиндустрия»). В ходе проводимых мероприятий застройщик, подрядные организации и Служба озвучивали представителям инициативных групп информацию о планируемых работах на текущий и последующие месяцы по объектам, обозначали проблемные вопросы и пути их решений, обсуждали динамику строительства объектов, сроки строительства и имеющиеся отставания от графиков строительства, отвечали на вопросы, сформированные участниками долевого строительства жилых домов. Далее представители инициативных групп транслировали данную информацию в рабочие чаты, сформированные между участниками долевого строительства, достраиваемых жилых домов, для общего ознакомления. Работа по данному направлению позволила в разы сократить количество обращений от участников долевого строительства вышеуказанных жилых домов, поступающих в Службу.

Таким образом, МВК контролировалась достройка 13 многоквартирных домов, условно отнесенных к группе риска (потенциально проблемные объекты), а также 13 МКД достройку которых осуществляет Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Красноярского края (далее – Регфонд).  Службой в отношении этой группы домов был обеспечен системный анализ изменения строительной готовности объектов, с составлением аналитических справок, ежемесячного укрупненного расчета и направлением графиков исполнения мероприятий в ППК «Фонд развития территорий» (далее – ФРТ).

По итогам года в установленном порядке из группы риска было введено в эксплуатацию 8 многоквартирных домов, расположенных по адресам:  Емельяновский район п. Солонцы мкр. Живем ул. Кедровая, д. 1а, д. 3а, д. 5б (ООО СЗ «Проект Живем»); г. Красноярск ул. Петра Ломако, д. 1а, ул. Авиаторов, д. 43 (ООО СЗ «Преображенский 22»), ул. Петра Подзолкова, д. 6 (ООО СЗ «Преображенский 5»), ул. Шахтеров, д. 8 (ООО «Свой дом»); Березовский район п. Березовка ул. Полевая, д. 56б (ООО «Наш дом»), а также 4 многоквартирных дома, достройку которых осуществлял Регфонд в г. Красноярске по ул. Баумана, д. 6, ул. Шевченко, д. 3, ул. 1-я Хабаровская, д. 7 и г. Сосновоборске по ул. Солнечная, д. 41.

По состоянию на 01.01.2024 года  под контролем МВК достраиваются 5 домов из группы риска и 9 домов Регфондом.

Наряду с потенциально-проблемными объектами под контролем МВК и Службы в 2023 году находились мероприятия по удовлетворению требований участников долевого строительства по 59 домам, включенным в ЕРПО.  В отношении этих объектов Службой совместно с министерством строительства Красноярского края, а также Регфондом ежеквартально по установленной форме с размещением в ЕИСЖС разрабатывался  план-график («Дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Красноярского края, включенных в ЕРПО.

В целях актуализации сведений о количестве требований участников долевого строительства, размещаемых в Дорожной карте, Службой направлено 432 запроса в Управление Росреестра по Красноярскому краю, проведен анализ полученных выписок.

Специалисты Службы приняли участие в 163 заседаниях Арбитражного суда Красноярского края в качестве участников по рассмотрению дел о признании застройщиков-банкротами.

На начало 2023 года в ЕРПО числилось 59 МКД, 4582 граждан-участников долевого строительства перед которыми не исполнены требования по завершению строительства и передаче жилых помещений.   Общая жилая площадь объектов, включенных в ЕРПО, составляла 336 тыс. кв. м, включая 13 МКД, по которым ФРТ были вынесены решения о со финансировании достройки.

В период 2023 года в результате проведенных мероприятий по заявкам Службы из ЕРПО было исключено 35 МКД, удовлетворены требования 1731 гражданина – участника долевого строительства.

  • По состоянию на 09.01.2024 в ЕРПО остается 24 МКД – 2851 граждан-участников долевого строительства, из них:
  • по 12 объектам НС ППК «ФРТ» приняты решения о выплатах возмещения;
  • 9 объектов достраивает Регфонд, планируемый срок ввода объектов – 30.03.2024, срок передачи – 30.06.2024 (строительство 4 МКД завершено);
  • 1 объект передан для завершения строительства в созданный ЖСК;
  • по 2 объектам запланировано расторжение ДДУ застройщиком и возвращение денежных средств УДС.

Таким образом, в результате мероприятий по удовлетворению требований участников долевого строительства по итогам 2023 года количество объектов ЕРПО с 59 МКД, общей жилой площадью 336 тыс. кв. м, сократилось до 24 МКД, общей жилой площадью 171 тыс. кв. м. Количество граждан, требования которых не были удовлетворены на жилые помещения, с 4582 сократилось до 2851. Неисполненные требования 2851 гражданина в отношении оставшихся объектов ЕРПО запланировано удовлетворить до конца 2024 года.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР И ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Красноярского края осуществляется в отношении:

  • 1102 организаций, управляющих многоквартирными домами, в том числе 651 организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, 451 товарищество собственников жилья и жилищных кооперативов;
  • 12 региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края;
  • 330 ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края.

Жилищный фонд Красноярского края составляет 319796 домов (в том числе многоквартирных домов – 16272), площадью 76,6 млн. кв. м.

В Красноярском крае 530 действующих лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. В реестр лицензий Красноярского края на 31.12.2023 было включено 11798 многоквартирных домов.

В 2023 году по результатам 13 заседаний комиссии Красноярского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами выдано 84 лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении 18 соискателей лицензии принято решение об отказе в выдаче лицензии, действие 155 лицензий прекращено.

Служба оказывает МСЗУ «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Услуга оказывается в случае выдачи или продления срока действия лицензии. Подача заявления на оказание МСЗУ реализовано в электронной форме (посредством Единого портала государственных услуг). Доля заявлений по оказанию услуги в электронной форме за 2023 год составила 82 %.

В течение 2023 года службой рассмотрено 4103 заявления лицензиатов о внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края, по результатам, рассмотрения которых в отношении 3095 многоквартирных домов внесены изменения.

Одним из лицензионных требований для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата. За 2023 год проведено 20 квалификационных экзаменов, выдано 123 квалификационных аттестата.

В июне 2023 года наступил плановый срок для продления сроков действия основного количества лицензий, выданных в период с 2015 г. по 2017 г. В Cлужбу поступило 397 заявлений о продлении срока действия лицензий. Лицензиатам направлено 100 уведомлений о необходимости устранения выявленных нарушений, инициировано 297 проверок по результатам которых:

  • 256 лицензиатам продлен срок действия лицензий,
  • 41 лицензиату отказано в продлении срока действия лицензии.

В целях организации и проведения мероприятий по контролю за соблюдением поставщиками информации обязательных требований к размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) создана рабочая группа. В рамках деятельности рабочей группы членами рабочей группы ведется работа, направленная на профилактику нарушений подконтрольными лицами требований действующего законодательства к размещению информации в ГИС ЖКХ. По итогу 2023 года в адрес подконтрольных лиц объявлено  525 предостережений о недопустимости нарушений к размещению информации в системе, а также проведено информирование подконтрольных лиц о необходимости соблюдения требований законодательства в устной форме (48 телефонных консультирований).

В силу ч. 1.1. ст. 46 ЖК РФ в течение 2023 года в адрес Службы поступило 5995 протоколов общих собраний собственников помещений с приложением подлинников решений (бюллетеней) для осуществления их архивного хранения в течение трех лет. В рамках этого Служба проводит предварительный анализ поступающих протоколов общих собраний собственников на соответствие их Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приложением № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 № 44/пр, а также проверку размещения сканированного изображения протоколов общих собраний собственников со всеми обязательными приложениями в реестре голосований в ГИС ЖКХ. Так, Службой в отчетном периоде рассмотрено 2508 протоколов, на основании выявленных нарушений составлено 308 мотивированных представлений и объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении 86 управляющих организаций.

В рамках исполнения трехстороннего соглашения от 30.09.2021, заключенного Службой с органами прокуратуры Красноярского края и ГУ МВД России по краю, в отчетном году продолжена работа в части выявления признаков фальсификации документов, оформляемых в ходе проведения общих собраний собственников. Так, в органы прокуратуры направлено 99 обращений о выявлении признаков недостоверности в предоставленных управляющими организациями документах при подаче заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края, влияющих на наличие кворума, и содержащих признаки подложности. По 41 обращению органами уголовного преследования получены документы, подтверждающие факты признаков фальсификации решений собственников жилых помещений в многоквартирных домах, на основании которых по 17 заявлениям управляющих организаций Службой приняты решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края.

В соответствии с заключенным дополнительным соглашением, по установленным органами уголовного преследования признакам ничтожности решений общего собрания собственников жилых помещений, на основании пункта 1 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса РФ Службой в 2023 году подано 32 заявления в суд общей юрисдикции о признании таких решений недействительными. По результатам рассмотрения 9 исковых заявлений судом общей юрисдикции приняты решения об удовлетворении исковых требований Службы, 23 исковых заявления, согласно определениям суда, находятся в стадии производства. 

В целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля проведены проверочные мероприятия и обследования на 1251 объекте жилищного фонда, обследовано 953,8 тыс. кв.м. жилья.

Проведено 358 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, 268 выездных обследований многоквартирных домов.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 2713 нарушений, в том числе:

  • 1685 нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
  • 404 нарушения порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • 211 нарушений требований законодательства о размещении информации в ГИС ЖКХ;
  • 42 нарушения правил управления многоквартирными домами;
  • 1 нарушение правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования;
  • 103 нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
  • 24 нарушения в части неисполнения предписаний Службы;
  • 231 нарушение подготовки и прохождения отопительного периода;
  • 12 грубых нарушений лицензионных требований. 

На основании выявленных нарушений выдано 247 предписаний.

По фактам нарушения жилищного законодательства возбуждено 348 административных дел, а также принято для возбуждения административного производства 467 протоколов, поступивших из органов прокуратуры и полиции.

В течение года по результатам внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, выявлено 12 грубых нарушений лицензионных требований, допущенных со стороны управляющих организаций: не заключение в течение 30 календарных дней договора на обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, наличие у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, не проведение гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки (отопление, ГВС), отказ от передачи технической документации на МКД и иных документов, технических средств и оборудования.

В отношении лиц, допустивших грубые нарушения лицензионных требований, применены меры административного воздействия в виде наложения административных штрафов на общую сумму 1,05 млн.  рублей.

При рассмотрении поступивших обращений и жалоб по вопросам на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, а также проведении   мониторинга ГИС ЖКХ объявлено 4424 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. За отчетный период Службой рассмотрено 1653 письма с информацией об устранении и недопущении нарушений, 259 писем – о возражениях по полученным предостережениям.

Основные нарушения, по которым объявлены предостережения:

  • 4660 нарушений по содержанию, выполнению работ по ремонту многоквартирных домов;
  • 1104 нарушения порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • 650 нарушений сроков размещения информации в ГИС ЖКХ;
  • 383 нарушения правил управления многоквартирными домами;
  • 354 нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
  • 131 нарушение в работе по организации работы с твердыми коммунальными отходами, их сбору и вывозу;
  • 507 нарушений эксплуатации дворовых территорий;
  • 225 нарушений обязательных требований по энергосбережению в жилищном фонде;
  • 8 нарушений эксплуатации внутридомового газового оборудования;
  • 69 нарушений в организации и выполнении капитального ремонта многоквартирных домов;
  • 44 нарушения при эксплуатации лифтового оборудования.

По результатам проведенных профилактических, контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году собственникам помещений в многоквартирных домах возвращены незаконно начисленные денежные средства за жилищно-коммунальные услуги. Общая сумма возвращенных гражданам средств составила 15 млн. рублей. При этом отмечаем, что основная доля проведенных перерасчетов осуществлена в рамках проведения профилактических мероприятий, согласно объявленным Службой предостережений, в целях соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при начислении платы за жилые помещения и предоставленные коммунальные услуги гражданам – 12,013 млн. рублей. Значительная доля сумм за жилищно-коммунальные услуги возвращена в рамках рассмотрения обращений граждан – 1,138 млн. рублей. Сумма возмещенных средств по перерасчетам, выполненным в рамках исполнения предписаний составила 1,849 млн. рублей.

В рамках установленных полномочий Службой осуществляется контроль за формированием фондов капитального ремонта, а также за соблюдением региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установленных требований.

В 2023 году Службой проведена плановая выездная проверка в отношении деятельности регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее – Региональный оператор).

В рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия проведена проверка соответствия выполненных работ требованиям проектной документации в отношении 40 многоквартирных домов. Проведен осмотр 24 крыш, 5 фасадов, 5 систем электроснабжения, 6 систем отопления и горячего водоснабжения. Выявлено 83 нарушения.

По результатам проверки в адрес Регионального оператора выдано 23 предписания об устранении нарушений, составлено 3 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за невыполнение в установленный срок законного предписания Службы.

Службой в отношении Регионального оператора на основании поступивших обращений проведено 7 внеплановых проверок, в рамках которых:

  • выдано 5 предписаний об устранении нарушений, в том числе о взыскании с собственников помещений в МКД задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт;
  • по 5 многоквартирным домам материалы направлены в органы прокуратуры для привлечения подрядных организаций к административной ответственности по ст. 9.4. КоАП РФ за нарушение требований проектной документации.

На территории Красноярского края в 2023 году собственники многоквартирных домов формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, владельцами которых являются организации, управляющие многоквартирным домом или Региональный оператор.

С целью контроля за формированием фондов капитального ремонта Службой ежеквартально, в рамках предоставления обязательной ежеквартальной отчетности, проводятся проверки движения денежных средств на специальных счетах, а также целевое расходование таких средств.

В 2023 году при анализе документов о расходовании денежных средств на капитальный ремонт общего имущества владельцами специальных счетов были выявлены признаки нецелевого расходования денежных средств в 26 многоквартирных домах, в связи с чем, материалы были направлены в органы прокуратуры. По результатам проверок, проведенных органами прокуратуры, в адрес 5 должностных лиц внесены представления об устранении нарушений законодательства. По 5 многоквартирным домам органами прокуратуры принято решение об отсутствии нарушений, в отношении 16 домов проводятся проверочные мероприятия.

По региональному государственному жилищному  надзору и лицензионному контролю в 2023 году в рамках досудебного обжалования в службу поступило 17 обращений, из них:

  • 10 – обжалование предписаний, акта проверки, содержащее ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения и/или ходатайство о восстановлении пропущенного срока (4 – по обжалованию предписаний принято решение об отказе в удовлетворении жалобы и ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого решения; 2 – по обжалованию предписаний принято решение об отказе в удовлетворении жалобы и ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого решения и о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы; 1 – жалоба о несогласии с актом проверки оставлена                                    без удовлетворения; 1 –   по обжалованию предписания принято решение  об отказе в удовлетворении жалобы и ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы; 1 – по обжалованию предписания принято решение об отказе в удовлетворении жалобы; 1 – обжалование процедуры проведения проверки (принято решение об отказе в удовлетворении жалобы и ходатайства в связи с истечением срока для подачи жалобы);
  • 7 – ходатайство о продлении срока исполнения предписания (3 ходатайства удовлетворены; 4 ходатайства отказаны).

Следует отметить, что инспекторами Службы принято участие в 357 проверках, проводимых органами прокуратуры, составлены 666 пояснений по возникающим вопросам по 620 многоквартирным и жилым домам.

В течение 2023 года принято участие в работе приемочных комиссий, организованных администрациями районов г. Красноярска и муниципальных образований Красноярского края по осмотру жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе данных мероприятий выполнен осмотр на соответствие требованиям нормативно-правовых актов технического состояния 565 жилых помещений.

Для рассмотрения на межведомственных комиссиях по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за 2023 год Службой направлено 105 заключений, составленных по результатам обследования жилых помещений и многоквартирных домов. Межведомственными комиссиями рассмотрено 57 заключений Службы, по которым приняты следующие решения:

  • 17 – подлежат капитальному ремонту;
  • 16  – признать аварийными и подлежащими сносу;
  • 13 – отсутствуют основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • 6 – признать непригодными для проживания;
  • 2 – выявлены основания для признания помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодным к проживанию;
  • 1 –  признать аварийным и подлежащим реконструкции;
  • 1 – необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ;
  • 1 – необходимость проведения дополнительного обследования.

На рассмотрении межведомственных комиссий находятся 48 заключений Службы.

В целях определения технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, перспективного планирования капитального ремонта общего имущества в таких домах и ежегодной актуализации программы капитального ремонта Служба в январе 2023 года осуществила сбор и систематизацию сведений о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края.

В службу поступили сведения от 741 организации, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории края. Общий объем сбора данных составил 98,2% от перечня всех многоквартирных домов. Отмечаем активную работу органов местного самоуправления, были представлены сведения по многоквартирным домам, которые находятся на непосредственной форме управления или способ управления, по которым не выбран.

Сбор сведений произведен с использованием ГИС «Центр обработки данных о жилищном фонде Красноярского края», размещенной по адресу https://cod.krasnadzor.ru.

Итоговая информация об актуализации сведений направлена в министерство строительства Красноярского края в электронном виде.

Данные, представленные организациями и органами местного самоуправления в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов, размещены Службой в краевой государственной геоинформационной системе «Енисей-ГИС» министерства цифрового развития Красноярского края на тематической карте «Техническое состояние многоквартирных домов» и на главной странице сайта службы https://www.krasnadzor.ru.

Необходимо отметить, что Службой в течение 2023 года рассмотрено 185 протоколов об административных правонарушениях, составленных отделами полиции МУ МВД России в соответствии с ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ в отношении лиц, осуществляющих курение табачных изделий в помещениях общего пользования многоквартирных домов. Виновным в совершении административных правонарушений назначены наказания в виде административного штрафа на общую сумму 93 000 рублей.

В марте Служба приняла участие в межрегиональной конференции «ЖКХ. Энергетика. Экология». В первый день конференции прошло пленарное заседание «Формирование эффективной системы управления в отрасли ЖКХ. Проблемы и пути решения», в котором приняли участие руководитель Службы Е. Скрипальщиков,  а также сотрудники Службы. После пленарного заседания состоялось торжественное мероприятие ко Дню работников ЖКХ и руководитель Службы наградил почетными грамотами 5-х номинантов за большой вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории Красноярского края.

13

 Необходимо отметить, что в период работы конференции сотрудники Службы поучаствовали во многих круглых столах, а в двух из них выступили с докладами. Так, во второй день конференции Служба совместно с министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края  и Союзом предприятий ЖКХ и энергетики края организовала круглый стол «Система эффективного управления многоквартирным домом», на котором с докладом «Голосование собственников через ГИС ЖКХ: удобный способ организовать собрание» выступил заместитель руководителя  Э. Шаповалов. 

В третий день мероприятия состоялся круглый стол «Проблемы в организации и проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», в ходе которого заместитель руководителя Е. Жидков стал докладчиком по 2-м темам: «Роль органов государственного жилищного надзора, управляющих организаций в функционировании системы капитального ремонта» и «Специальные счета в системе капитального ремонта. Законодательные инициативы. Перспективы развития».

14

В мае на площадке Союза предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Красноярского края проведено расширенное рабочее совещание по вопросам взаимодействия участников правоотношений по организации и содержанию площадок накопления твёрдых коммунальных отходов на территории г. Красноярска. В совещании приняли участие представители министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по краю, департамента городского хозяйства и районных администрации г. Красноярска, а также представители рециклинговых компаний и крупных управляющих компаний краевого центра. В рамках мероприятия Службой отмечена положительная динамика в решении вопроса «легализации» площадок накопления ТКО посредством внесения сведения о них в специализированный Реестр, что позволяет установить круг лиц, ответственных за надлежащее содержание данных объектов, однако в более половины фактически функционирующих на территории г. Красноярска площадок ТКО не оформлены в установленном порядке. Также в ходе рабочей встречи участники обсудили такие актуальные вопросы как невозможность обустройства площадок ТКО с соблюдением санитарных требований на территории районов в связи с особенностями городской застройки краевой столицы, отсутствие единообразного подхода органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов согласования создания площадок ТКО, недостаточное финансирование работ, связанных с организацией и содержанием площадок ТКО. По результатам совещания принято решение о создании на базе Союза предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Красноярского края рабочей группы для оперативного взаимодействия и координации работы органов государственной и муниципальной власти с управляющими организациями и региональными операторами. 

Также проведены аналогичные совещания в администрациях г. Лесосибирска, г. Енисейска, г. Ачинска и г. Минусинска, по результатам которых Службой совместно с представителями органов местного самоуправления и рециклинговых компаний осуществлены выездные обследования 182  мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в границах придомовых территорий многоквартирных домов г. Енисейска и Енисейского района, г. Лесосибирска и г. Минусинска на предмет соответствия правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований. В ходе осмотров были зафиксированы нарушения: отсутствие бетонированного или асфальтированного основание, неисправное ограждение или его отсутствие, не оборудование пандусами, не выполнена очистка от снега). По итогам обследований в адрес управляющих (обслуживающих) организаций г. Лесосибирска подготовлены 6 информационных писем для организации работ по устранению выявленных нарушений и объявлено 3 предостережения, а с управляющими (обслуживающими) организациями г. Минусинска, г. Енисейска и Енисейского района проведены рабочие встречи в целях побуждения их обеспечения надлежащего содержания контейнерных площадок для сбора ТКО.

15

Кроме того, в течение года при участии Службы проводились выездные кустовые совещания на территориях центральной, южной, восточной, западной и северной групп районов Красноярского края об итогах прохождения отопительного периода 2022-2023 гг. и подготовке к отопительному периоду 2023-2024 гг. В совещаниях принимали участие представители органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, расположенными на территории Красноярского края.

С учетом практики прохождения предыдущих отопительных периодов, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Красноярского края, проинструктированы на предмет проведения мероприятий, направленных на подготовку объектов жилищного фонда к эксплуатации в зимний период.

В рамках рабочих совещаний Службой обобщен анализ замечаний, выявленных специалистами Службы в ходе работы комиссий, созданных при муниципальных образованиях Красноярского края, с целью оценки готовности объектов жилищного фонда управляющими организациями к отопительному периоду.

Все нарушения, установленные специалистами Службы в ходе осмотров объектов жилищного фонда, были учтены органами местного самоуправления при рассмотрении вопроса о выдаче паспортов готовности многоквартирных домов.

Помимо этого, в течение года с целью оперативного решения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, а также оказания содействия в разрешении проблем жителей, обратившихся на личном приеме к руководству Службы, проведены осмотры помещений общего пользования и придомовых территорий объектов жилищного фонда Красноярского края. Осмотры проводились с участием инициативных жителей многоквартирных домов и представителей управляющих организаций в случаях, когда жалобы граждан носили массовый характер и при этом, со стороны управляющих компаний и органов местного самоуправления не предпринимались необходимые меры реагирования.

Так, с участием Службы рассмотрен вопрос подтопления дворовой территории многоквартирных домов № 17, 19, 21 по пер. Медицинский. По результатам совещания определено, что администрацией Свердловского района г. Красноярска в рамках проведения работ по текущему содержанию будет осуществлен ремонт ливневых канализаций, а также асфальтового покрытия с обустройством водоотводных валиков для отвода талых вод вдоль проезжей части пер. Медицинский.

16

Встречи с собственниками помещений многоквартирных домов № 2 «Б» по ул. Краснодарская, № 10 по ул. Калинина, № 2 «А», 2 «Б» по ул. Джамбульская, № 16 «А» по ул. Менжинского, № 34 по ул. Мечникова, № 5 по ул. Никитина, №33 «Б» по ул. Тобольская, № 44 по ул. Львовская, № 8 по ул. Бийская, № 6 по ул. Кольцевая, № 1 «А» по ул. 2-я Ботаническая, № 88 «Б» по пр. Красноярский рабочий, №12 «Д» по ул. Воронова, № 2 по ул. Королева, № 86 по ул. Шевченко в г. Красноярске, № 27 по ул. Юности в г. Сосновоборске, № 17 по ул. Машиностроителей в г. Дивногорске, № 4, 5 во 2-м микрорайоне г. Шарыпово, № 45 по ул. Каландарашвили в г. Канске, № 77 по ул. Привокзальная, № 12 по ул. 60 лет ВЛКСМ, № 14, 15, 16 по ул. Белинского в г. Лесосибирске были инициированы Службой в связи с установлением фактов отсутствия работ по проведению текущего ремонта, нарушением качества уборки лестничных клеток и придомовой территории, проблем в работе инженерных систем теплоснабжения домов, необходимостью обустройства контейнерной площадки для сбора и хранения твердых коммунальных отходов.

17

18

В ходе встреч председателями совета домов озвучивались пожелания и замечания собственников. Представителями Службы даны разъяснения жителям по взаимодействию с управляющими организациями в части организации проведения текущих ремонтов в многоквартирных домах, в том числе, по источникам финансирования работ, контролю за выполнением и принятием выполненных работ, рекомендации о составлении актов о ненадлежащем оказании услуг для перерасчёта платы, а иногда и о рассмотрении вопроса жителями дома о выборе иной управляющей организации посредством проведения общего собрания с помощью ГИС ЖКХ. Итоги совместных осмотров при необходимости фиксировались в протоколах, в которых определялся перечень мероприятий, необходимых для устранения нарушений и сроки их реализации.

19

Проведение таких выездных рабочих встреч позволяет установить прямой контакт жителей с исполнителями жилищных услуг и оперативно решать проблемные вопросы.

В рамках проведения профилактических визитов Службой организован прием граждан в 36 офисах управляющих организаций г. Красноярска, г. Канска, г. Ачинска, г. Минусинска, г. Лесосибирска и г. Норильска. Так в рамках личных приемов было принято 147 граждан, с которыми обсудили проблемные вопросы взаимодействия управляющих компании с советами и председателями советов домов, отметили, как необходимо содержать придомовую территорию, а также что необходимо сделать для проведения текущего ремонта и иные вопросы. Данные мероприятия проводятся с целью того, чтобы была возможность у управляющих компаний узнать свои проблемные места при взаимодействии с жителями и оперативно их устранить.

Необходимо отметить, что в июне и августе Службой проводились образовательно-организационные мероприятия для контролируемых лиц, а именно на площадке  КГАУ ДПО «Краевой центр подготовки кадров строительства, ЖКХ и энергетики» проведены для представителей управляющих организаций обучающие семинары на тему: «Текущий ремонт общего имущества МКД: баланс между требованиями законодательства, желаниями собственников и необходимостью получения прибыли» (19 организаций) и «Подготовка многоквартирного дома к осенне-зимней эксплуатации» (12 организаций).

Помимо этого, в целях повышения правовой грамотности населения Службой принято участие в заседании актива территориальных советов микроучастков Кировского района г. Красноярска, в рамках которого Д. Погребняк выступил с докладом на тему: «Голосование собственников через ГИС ЖКХ: удобный способ организовать собрание», предоставив председателям ТСЖ, ТСН и активу советов МКД подробную, пошаговую инструкцию как провести собрание собственников в электронном виде посредством ГИС ЖКХ, разъяснил  плюсы данного способа голосования, а также ответил на все интересующие участников заседания вопросы.

Территориальным подразделением Службы в г. Норильске организована Школа Управдома для обмена опытом между жителями и консультирования их по вопросам жилищного законодательства. Так в июне, июле и сентябре состоялись первые встречи обучающихся, в лице председателей советов многоквартирных домов и жителей, которые готовы ими стать, под председательством заместителя руководителя Службы Э. Шаповалова. В период проведения Школы обучение прошли 15 человек. В ходе обучения были подробно рассмотрены следующие вопросы: сезонные осмотры общедомового имущества в МКД, проведение общих собраний собственников по итогам таких осмотров, утверждение калькуляций и планов текущего ремонта, вопрос экономически обоснованного тарифа на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также учреждения совета многоквартирного дома. В результате обучающиеся провели в своих домах несколько общих собраний собственников помещений, утвердили планы текущего ремонта, организовали замену (улучшение) части общего имущества (двери, светодиодное освещение). Ведут конструктивную работу со своими управляющими организациями.

С целью повышения уровня знаний в области жилищных отношений среди подрастающего поколения (учащихся школ, ВУЗов) Службой заключено соглашение о сотрудничестве в области образования с МАОУ «Лицей №1» г. Красноярска в рамках проекта «Я нужен городу, краю, стране». Специалистами Службы организовано профориентационное погружение учащихся в сферу ЖКХ. На практико-ориентированных учебных модулях, учащиеся школы ознакомляются с правоотношениями в жилищной сфере. По результату работы в 2023 году обучение прошли три класса. Работа продолжается.

Реализация Службой вышеуказанных мероприятий способствует повышению правовой грамотности граждан, изменению подходов к работе управляющих организаций, к более эффективному и качественному управлению жилищным фондом, а также обеспечению защиты жилищных прав граждан.

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение