Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение практики по административным делам с выделением наиболее часто встречающихся нарушений при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля за 3-й квартал 2022

Создано: 27 Октября 2022 Обновлено: 27 Октября 2022

В 2022 году установлены особенности осуществления государственного и муниципального контроля в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336). В частности внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по определенному перечню оснований, предусмотренному пунктами 2, 3 Постановления № 336.

С учетом Постановления № 336 деятельность службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) по пресечению нарушений обязательных требований в 2022 году была ограничена, что отразилось на результатах контрольной (надзорной) деятельности службы. Кроме того, согласно пункта 1 Постановления № 336 плановые контрольные (надзорные) мероприятия с 10.03.2022 на 2022 год отменены.

Службой за 3-й квартал 2022 года зарегистрировано 57 - дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля.

В том числе, возбуждены дела об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ:

- по ст. 7.22 КоАП РФ – 1

- по ст. 7.23 КоАП РФ – 4

- по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – 5

- по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ – 1

- по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 1

- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 45

- по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ – 5

Рассмотрено 41 дело об административных правонарушениях, из них 18 дел рассмотрено должностными лицами службы в пределах компетенции (в том числе по материалам прокуратуры в количестве 14 дел, по материалам МУ МВД России – 3), 23 дела - судами. Наложено административных штрафов на общую сумму 6 377 000 руб.

Анализ составов административных правонарушений в жилищной сфере            (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), свидетельствует о том, что наибольшее количество нарушений, допущенных подконтрольными лицами за 3 квартал 2022 года, связано с нарушением лицензионных требований, установленных пп. «а» «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Постановление № 1110), а именно: не соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, не исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Проанализировав итоги осуществленных мероприятий по контролю (надзору), можно констатировать, что основными нарушениями законодательства являются: техническое состояние подъездов: отслоение штукатурки или окрасочного слоя облицовочной плитки, неисправность крылец, полов, ступеней; неисправность фасадов; отсутствие осветительных приборов; отсутствие второй нити остекления оконных проемов в подъездах; нерегулярная уборка мест общего пользования; продухи в цокольной части здания частично заложены кирпичной кладкой; наличие выпучивания, просадок, щелей и трещин в отмостке; нарушена теплоизоляция трубопроводов системы отопления; не обеспечена надлежащая эксплуатация слаботочных сетей и шкафов; неисправность оконных заполнений и не плотность притворов; неисправность шиферной кровли; отсутствие, неисправность контрольно-измерительных приборов; нарушена тепловая изоляция труб горячего водоснабжения; нарушена целостность межпанельных стыков, балконных плит; нарушена целостность дверных заполнений, плотность притворов; наличие сырости и замачивание грунтов оснований и фундаментов в подвальном помещении.

Так, суд поддержал позицию административного органа по делу № А33-12643/2022, в ходе которого установлено: при визуальном осмотре пожарных шкафов жилого дома в ходе прокурорской проверки установлено, что управляющей организацией не обеспечено работоспособное состояние противопожарного водоснабжения, пожарные шкафы не укомплектованы, пожарные рукава отсутствуют.

Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающиеся в том числе возбуждения дела об административном правонарушении, назначения административного наказания, оплаты административного штрафа:

- в случае, если административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение независимо от статуса привлекаемого лица (часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ).

Таким образом, за впервые совершенное правонарушение органы контроля и суды будут предупреждать, а не сразу штрафовать нарушителя, в случае если правонарушения, не связанны с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом.

Ранее, если назначение предупреждения не было предусмотрено статьей о конкретном правонарушении, то штраф мог быть заменен на предупреждение только для некоммерческой организации, а также субъектов малого и среднего предпринимательства;

- если нарушителю назначен штраф, в течение 20 дней он может быть оплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа (части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ);

- увеличена отсрочка оплаты штрафа с одного месяца до шести месяцев, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки (часть 1 статьи 31.5 КоАП РФ);

- КоАП РФ дополнен статьей 4.12 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».

Особенность заключается в том, что штраф для микро- и малых предприятий и СОНКО назначается в размере, который предусмотрен не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей;
- теперь, при назначении штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора),   в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II КоАП РФ размер штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ,   штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 КоАП РФ сроки (часть 3.4-1 статьи 4.1 КоАП РФ);

- исключены ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник:                       в случае, если виновен работник, работодатель не подлежит административной ответственности (статья 2.1 КоАП РФ).

Также, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности;

- если в статье о нарушении нет штрафа для индивидуального предпринимателя, то штраф составит от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

При этом штраф не должен быть меньше минимального размера штрафа для должностного лица.

Исключение: эти особенности не применяются, если в статье с описанием нарушения предусмотрено, что ИП несут ответственность как юридические лица (Например, статья 14.1.3, 7.23.3 КоАП РФ);

-   в КоАП РФ есть общее правило: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть1 статьи 4.4 КоАП РФ).

Теперь это правило дополнено исключениями, в частности:
если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения» (часть5 статьи 4.4).

Например, назначение наказания за однотипные нарушения, выявленные в ходе одной проверки, но, например, в разных МКД или разных квитанциях, не получится;

- если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4   статьи 4.4 КоАП РФ.

Также следует отметить, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) (часть 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение