Службой за 4-й квартал 2023 года зарегистрировано 262 – дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля.
В том числе, зарегистрированы дела об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ:
- по ст. 7.22 КоАП РФ – 14
- по ст. 7.23 КоАП РФ – 8
- по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – 100
- по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ – 6
- по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ – 1
- по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ – 1
- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 21
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – 5
- по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ – 10
- по ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 1
- по ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 2
- по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ – 53
Рассмотрено 254 дела об административных правонарушениях, из них 212 дел рассмотрено должностными лицами службы в пределах компетенции (в том числе по материалам прокуратуры в количестве 79 дел, по материалам МУ МВД России – 33), 42 дел - судами. Наложено административных штрафов на общую сумму 15 666,5 тыс. руб.
Президиумом Верховного Суда подготовлен третий обзор судебной практики в 2023 году. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)
В нем содержится несколько позиций по вопросам ЖКХ
- Использование одним из собственников общего имущества многоквартирного дома (в том числе фасада здания для размещения наружного блока кондиционера) осуществляется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений этого дома (п.3).
- Условие договора управления многоквартирным домом о размере платы за ремонт (содержание) общего имущества должно соответствовать решению, принятому на общем собрании собственников помещений в этом доме (п.4).
- Поскольку абонентские почтовые ящики относятся к общему имуществу многоквартирного дома, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения (п.5).
- Заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия в нем централизованного горячего водоснабжения) и ресурсоснабжающей организацией прямых договоров на поставку тепловой энергии для приготовления горячей воды законодательством не предусмотрено (п. 28).
- Положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающей срок давности привлечения к административной ответственности, по общему правилу, подлежат применению в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть изготовлено в полном объеме в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (п. 48).
Рассмотрена практика разрешения судами споров, связанных с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
В Обзоре, утвержденном Президиумом ВС РФ, содержатся, в частности, следующие правовые позиции:
переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводится по согласованию с органом местного самоуправления;
изменение таких параметров многоквартирного дома, как высота, количество этажей, площадь и объем, является реконструкцией такого дома;
замена балконного профиля остекления с деревянного на металлопластиковый не является реконструкцией;
размещение уборной (туалета), ванной комнаты (душевой), совмещенного санузла над жилыми комнатами и кухнями (кухнями-нишами и кухнями-столовыми) не допускается;
требование о признании права собственности на помещение, образованное в результате самовольной реконструкции дома, подлежит рассмотрению с учетом положений статьи 222 ГК РФ.
Президиумом ВС РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
В Обзоре приведены правовые позиции по вопросам ликвидации несанкционированных свалок, заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО, накопления ТКО, привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере и пр.
Отражены, в частности, следующие выводы:
- Договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа;
- В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике объекта недвижимости;
- Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано;
- Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов;
- Несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Четвертый ААС опубликовал справку о результатах обобщения споров, связанных с реконструкцией, переустройством (перепланировкой) жилых помещений (Постановление Президиума Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 № 35)
Позиции суда:
В отсутствие соответствующих заключений (эксперта, специалиста) о безопасности спорного объекта в целом, позволяющих суду сделать вывод об отсутствии признаков нарушения прав и законных интересов граждан, отсутствие угрозы их жизни или здоровью и того факта, что переустройство спорного помещения не оказывает влияния на конструктивные особенности здания, сохранение помещения в переустроенном (перепланированном) виде в судебном порядке не представляется возможным.
Возможность отнесения помещений, образованных в результате перепланировки и реконструкции, к общему имуществу или признания их самостоятельными объектами должна связываться с назначением помещений – предназначены ли помещения для обслуживания, использования и доступа жилого (более одного) и нежилого помещения в доме, связаны ли с назначением помещений и следуют ли их судьбе.
Согласие всех собственников является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения, влекущих присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества.
Законодательством не предусмотрен запрет перевода части нежилого помещения в жилое. Необходимым условием для такого перевода является соответствие такого помещения установленным требованиям или наличие возможности обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.
Положения главы 4 ЖК РФ распространяются на помещения в МКД независимо от их назначения. Требование о сохранении помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии может быть заявлено как в отношении жилых, так и нежилых помещений.
Течение срока исковой давности по требованиям уполномоченных органов о признании незаконной перепланировки помещения следует исчислять не позднее даты внесения записи о ней в государственный реестр.
Комментарии