Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение судебной практики по административным делам за 1 квартал 2024

Создано: 12 Апреля 2024 Обновлено: 12 Апреля 2024

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) обеспечила участие в 107 судебных заседаниях при рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции всех инстанций (первой, апелляционной, кассационной, надзорной) административных и гражданских дел в соответствующих сферах деятельности Службы в том числе в судебных заседаниях судов г. Красноярска и Красноярского края.

Арбитражный суд Красноярского края пришел к выводу, что справки, выданные органом местного самоуправления, являются достаточными доказательствами, подтверждающими не только факт пребывания граждан, но и продолжительность такого пребывания. Суд указанную справку относит к иному документу, предусмотренному подпунктом «к» пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), а не к документу, предусмотренному подпунктом «д» пункта 93 Правил № 354 (документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия).

Таким образом, при обращении с заявлением о перерасчете и представлении документов, выданных ОМС, считается соблюденным Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета соблюден (подпункты 86, 92, 93 Правил N 354) (А33-25637/2023, А33-25619/2023).

По итогам рассмотрения дела № А33-1392/2024 арбитражный суд подержал требование службы о необходимости проведения перерасчета платы за коммунальные услуги собственнику с даты регистрации права собственности с учетом количества проживающих граждан в жилом помещении.

Обращаясь с рассматриваемым заявлением, заявитель ссылался на то обстоятельство, что с заявлением об изменении количества проживающих в спорный период времени новый собственник квартиры обратился с пропуском установленного пунктом подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 5- дневного срока. При этом доказательств выписки иных лиц, обстоятельства не проживания в принадлежащем собственнику жилом помещении ранее не прописанных лиц, а также отсутствия возможности пользования помещением иными лицами, в том числе ранее прописанных в нем, не представлено.

Суд пришел к выводу, что исходя из системного толкования норм, бремя содержания недвижимого имущества, в том числе обязанность по несению расходов, связанных с его эксплуатацией, возникает у собственника с момента государственной регистрации права на недвижимость.

Действующее правовое регулирование не связывает право потребителя на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг в занимаемом им жилом помещении с наличием либо отсутствием регистрации в этом жилом помещении.

Таким образом, ввиду утраты предыдущими правообладателями права собственности и права пользования жилым помещением у граждан, являвшихся ранее собственниками соответствующего объекта недвижимости, а также прекращения права пользования указанным помещением у членов семьи собственников в силу прямого указания пункта 2 статьи 292 ГК РФ, у заявителя возникла обязанность производить начисление платы за коммунальный услуги с учётом количества собственников жилого помещения в отсутствие иной документально подтвержденной информации о количестве постоянно и временно проживающих потребителей.

С учетом взаимосвязанных положений приведенных норм права, суд приходит к выводу, что срок обращения сособственника жилого помещения с заявлением о перерасчет не является пресекательным и с учётом наличия уважительных причин перерасчет может быть произведен и при обращении заявителя с пропуском срока.

При этом, как неоднократно отмечалось в судебной практике, нарушение потребителем установленного подпунктом "з" пункта 34 Правил N 354 срока предоставления информации об изменении количества проживающих граждан в жилом помещении, не отменяет обязанность исполнителя коммунальной услуги по осуществлению перерасчета (в том числе, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2022 N Ф09-4062/22 по делу N А71-13264/2021, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 N 02АП-8017/2023 по делу N А28- 9079/2020).

Арбитражным судом Красноярского края рассмотрено 33 дела об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях (о назначении наказаний), по результатам рассмотрения суд пришел к выводам о выявлении службой нарушений лицензионных требований: части 1, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

Суд на основании оценки совокупности установленных по делам обстоятельств полагает, что назначенные наказания в виде штрафов являются соразмерными и справедливыми.

То обстоятельство, что в случае, если повреждение общего имущества было вызвано действиями третьих лиц, не снимает с организации, осуществляющей обслуживание дома, возложенных законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, по проведению текущего ремонта в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества в надлежащем, работоспособном состоянии за свой счет или с проведением соответствующего собрания собственников многоквартирного дома по данному вопросу.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные нормативные акты являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями независимо от желания собственников отдельных помещений многоквартирного дома и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

По итогам обобщения судебной практики за 1 квартал 2024 года
в решениях арбитражного суда отмечено, что административным органом проведены контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии и на основании с нормами действующего законодательства с учетом установленных в 2022-2023 годах ограничений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора).

Суд: управляющая организация обязана демонтировать детскую игровую площадку,расположенную в границах охранной зоны теплосетей.

В пределах охранной зоны тепловых сетей оказались элементы детской площадки и части спортивной площадки, установленные во дворе многоквартирного дома. Теплоснабжающая организация потребовала от управляющей организации, которая обслуживает данный дом, демонтировать указанные площадки.

Суды трех инстанций поддержали истца. Наличие в охранной зоне спорных конструкций препятствует ремонтным работам, а также создает реальную угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан в случае прорыва теплотрассы.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 28.12.2023 по делу N А39-898/2022

 Обобщение практики по взысканию платы за ЖКУ от Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (постановление президиума Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2024 № 2)

Размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для расчета пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскиваемой в судебном порядке, определяется на день вынесения судом решения (дело № 88-10908/2022).

Если в квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт не содержится указание на оплачиваемый период, то внесенные денежные средства засчитываются в счет погашения задолженности, начисленной за периоды, по которым на дату внесения платежа не истекли сроки исковой давности (дело № 88-14415/2022).
    

 Установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилья считается действующим до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании собственников помещений в таком доме нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (дело № 88-19377/2022).

Собственник помещения в доме, оборудованном центральным отоплением, освобождается от оплаты коммунальной услуги по отоплению лишь при совокупности определенных юридически значимых обстоятельств (дело № 88-9382/2022).
      

Фактическое приостановление подачи коммунального ресурса исключает начисление платы за потребление этого ресурса, в том числе, по установленным нормативам (дело № 88-20192/2022).

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение