Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Проведение проверок: правовые аспекты

Создано: 30 Ноября 2016 Обновлено: 02 Декабря 2016

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регламентирован Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ). В данной статье хотелось бы затронуть отдельные моменты  возникающих при проведении проверок.

Согласно части 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако следует иметь в виду, что согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и также без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Кроме того, следует иметь в виду, что часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает отдельные основания для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. При этом внеплановая проверка по указанным основаниям проводится также без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Отдельно следует обратить внимание на особенности проведения проверок в отношении региональных операторов, а именно то, что согласно части 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения таких проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

Хотелось бы отдельно отметить, что согласно части 1 статьи 20 Закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Исчерпывающий перечень грубых нарушений установлен частью 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. При этом следует иметь в виду, что в суд могут быть обжалованы выданные на основании проверок предписания об устранении выявленных нарушений и принятые по результатам проверок постановления о привлечении к административной ответственности, в свою очередь не могут быть обжалованы результаты проведенных проверок в виде соответствующих актов и протоколы об административных правонарушениях на том основании, что данные документы по своей природе не является ненормативными правовыми актами (в случае обжалования акта проверки или протокола об административном правонарушении в суд производство по делу должно быть прекращено).

Между тем, согласно части 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ,  у лица, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений есть право в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В связи с упоминанием статьи 20 Закона № 294-ФЗ следует отметить, что, в соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В заключение считаем нелишним напомнить, что согласно части 1 статьи 25 Закона № 294-ФЗ лицо, в отношении которого проводится проверка, обязано при проведении выездной проверки обеспечить присутствие своего уполномоченного представителя. В противном случае воспрепятствование проведению проверки  влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение