В настоящее время актуальным является вопрос - государственного регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Для этого необходимо понимать, что являет собой процесс государственного регулирования.
Государственное регулирование – это целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и других нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.
Данное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах.
Одним из направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) стал постепенный уход от государственно-административных методов управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в пользу рыночных механизмов, создание условий для осуществления деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг организациями различных форм собственности. Приоритетным направлением развития конкурентных отношений в этой сфере, в свою очередь, явился переход к профессиональному конкурентному управлению жилищным фондом на основе передачи функции управления управляющим компаниям.
Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране. При отсутствии должного контроля за деятельностью новых субъектов управления со стороны исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, неразвитости общественного самоуправления стали возможны повсеместные нарушения законов и прав граждан в сфере управления жилищным фондом и обслуживания коммунальной инфраструктуры.
На наш взгляд, к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ с учетом ее специфики, потенциальной возможности нанесения ущерба широкому кругу потребителей должны допускаться лишь организации, отвечающие определенным критериям, сформулированным в виде лицензионных требований, что способствовало бы укреплению законности.
Использование лицензирования в качестве метода регулирования отношений с участием управляющих компаний позволило сообразно его задачам, закрепленным в ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ, предупреждать, выявлять и пресекать нарушения управляющими компаниями требований федеральных законов (в т.ч. ЖК РФ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации посредством использования лицензионного контроля, представляющего собой административно-правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования и их предотвращение, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении к лицензиату мер административного принуждения
Одной из ключевых проблем, было попадание на рынок оказания услуг неквалифицированных кадров, которые порой не знали «с какого боку» подойти к процессу управления многоквартирными жилыми домами.
Как мы с Вами знаем, вступление в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ, которым внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации, привело к «встряхиванию» отрасли ЖКХ не только путем придаче значимости осуществляемой деятельности (а именно - лицензированию), но и повысило уровень ответственности лиц, оказывающих коммерческую услугу в сфере ЖКХ.
Однако в ходе реализации положению Федерального закона выявилось наличие ряда «шероховатостей», которые не позволили органам ГЖН осуществлять в должной мере необходимые воздействия на лицензиатов. Одним из примеров служило отсутствие понятия «грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований по управлению многоквартирными домами», что в дальнейшем привело к «забюрокрачиванию» выхода на проверку.
С введением в действие Федерального закона от 29.06.2015 № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель постарался максимально сделать процесс лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами понятным для лиц участвующих в нем.
Так, введением в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ нового п. 7 законодатель фактически узаконил установление Правительством РФ дополнительных лицензионных требований, прямо не названных в Жилищном кодексе. В частности, речь идет о выполнении всех обязательств по договору управления надлежащим образом (пп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
Особо следует отметить расширение полномочий органов ГЖН при проведении мероприятий лицензионного контроля. Во-первых, теперь должностные лица органа ГЖН имеют все права, названные в ч. 5 ст. 20 ЖК РФ (в ней перечислены права контролеров, осуществляющих государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль) (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ). Во-вторых, лицензирующему органу предоставлена возможность проводить внеплановую проверку без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата прежде всего в следующих случаях (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ):
- в связи с поступлением в орган ГЖН обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, ОМСУ, из СМИ о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований;
- по истечении срока выполнения предписания об устранении нарушения лицензионных требований.
К сведению. Органы ГЖН имеют право проводить внеплановую проверку, которую не обязаны согласовывать с прокуратурой и о которой можно не уведомлять компанию заранее, не только в рамках лицензионного контроля, но и в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (такие надзор и контроль осуществляются применительно ко всем участникам рынка ЖКХ, кроме лицензиатов - ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Если ранее основанием для данной проверки было поступление обращений и заявлений граждан, информации от органов власти о ряде определенных нарушений, то в настоящее время подобные заявления и информация могут быть переданы в орган ГЖН посредством ГИС ЖКХ, кроме того, инспекторы могут самостоятельно выявлять в системе информацию о нарушениях (см. ч. 4.2, 4.4 ст. 20 ЖК РФ).
До вступления в силу Закона N 176-ФЗ лишиться жилфонда (дома исключаются из реестра лицензий, что служит основанием для прекращения управления ими) УК могла, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН в отношении дома. Теперь в ст. 198 ЖК РФ введена новая ч. 5.1, согласно которой из реестра лицензий будут исключены все дома, находящиеся в управлении УК, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом ГЖН предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ. Напомним, что это фундаментальные требования, за нарушение которых возможно наложение административного штрафа, но ранее за это не следовало лишение лицензии.
Комментарии