Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Государственное регулирование деятельности в сфере управления многоквартирными домами

Создано: 15 Сентября 2015 Обновлено: 15 Сентября 2015

 

В настоящее время актуальным является вопрос - государственного регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами.

Для этого необходимо понимать, что являет собой процесс государственного регулирования.

Государственное регулирование – это целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и других нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.

Данное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах

Одним из направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) стал постепенный уход от государственно-административных методов управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в пользу рыночных механизмов, создание условий для осуществления деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг организациями различных форм собственности. Приоритетным направлением развития конкурентных отношений в этой сфере, в свою очередь, явился переход к профессиональному конкурентному управлению жилищным фондом на основе передачи функции управления управляющим компаниям.

Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране. При отсутствии должного контроля за деятельностью новых субъектов управления со стороны исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, неразвитости общественного самоуправления стали возможны повсеместные нарушения законов и прав граждан в сфере управления жилищным фондом и обслуживания коммунальной инфраструктуры.

На наш взгляд, к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ с учетом ее специфики, потенциальной возможности нанесения ущерба широкому кругу потребителей должны допускаться лишь организации, отвечающие определенным критериям, сформулированным в виде лицензионных требований, что способствовало бы укреплению законности.

Использование лицензирования в качестве метода регулирования отношений с участием управляющих компаний позволило сообразно его задачам, закрепленным в ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ, предупреждать, выявлять и пресекать нарушения управляющими компаниями требований федеральных законов (в т.ч. ЖК РФ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации посредством использования лицензионного контроля, представляющего собой административно-правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования и их предотвращение, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении к лицензиату мер административного принуждения

Одной из ключевых проблем, было попадание на рынок оказания услуг неквалифицированных кадров, которые порой не знали «с какого боку» подойти к процессу управления многоквартирными жилыми домами.

Как мы с Вами знаем, вступление в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ, которым внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации, привело к «встряхиванию» отрасли ЖКХ не только путем придаче значимости осуществляемой деятельности (а именно - лицензированию), но и повысило уровень ответственности лиц, оказывающих коммерческую услугу в сфере ЖКХ.

Однако в ходе реализации положению Федерального закона выявилось наличие ряда «шероховатостей», которые не позволили органам ГЖН осуществлять в должной мере необходимые воздействия на лицензиатов. Одним из примеров служило отсутствие понятия «грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований по управлению многоквартирными домами», что в дальнейшем привело к «забюрокрачиванию» выхода на проверку.

С введением в действие Федерального закона от 29.06.2015 № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель постарался максимально сделать процесс лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами понятным для лиц участвующих в нем.

Так, введением в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ нового п. 7 законодатель фактически узаконил установление Правительством РФ дополнительных лицензионных требований, прямо не названных в Жилищном кодексе. В частности, речь идет о выполнении всех обязательств по договору управления надлежащим образом (пп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).

Особо следует отметить расширение полномочий органов ГЖН при проведении мероприятий лицензионного контроля. Во-первых, теперь должностные лица органа ГЖН имеют все права, названные в ч. 5 ст. 20 ЖК РФ (в ней перечислены права контролеров, осуществляющих государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль) (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ). Во-вторых, лицензирующему органу предоставлена возможность проводить внеплановую проверку без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата прежде всего в следующих случаях (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ):

- в связи с поступлением в орган ГЖН обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, ОМСУ, из СМИ о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований;

- по истечении срока выполнения предписания об устранении нарушения лицензионных требований.

К сведению. Органы ГЖН имеют право проводить внеплановую проверку, которую не обязаны согласовывать с прокуратурой и о которой можно не уведомлять компанию заранее, не только в рамках лицензионного контроля, но и в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (такие надзор и контроль осуществляются применительно ко всем участникам рынка ЖКХ, кроме лицензиатов - ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Если ранее основанием для данной проверки было поступление обращений и заявлений граждан, информации от органов власти о ряде определенных нарушений, то в настоящее время подобные заявления и информация могут быть переданы в орган ГЖН посредством ГИС ЖКХ, кроме того, инспекторы могут самостоятельно выявлять в системе информацию о нарушениях (см. ч. 4.2, 4.4 ст. 20 ЖК РФ).

До вступления в силу Закона N 176-ФЗ лишиться жилфонда (дома исключаются из реестра лицензий, что служит основанием для прекращения управления ими) УК могла, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН в отношении дома. Теперь в ст. 198 ЖК РФ введена новая ч. 5.1, согласно которой из реестра лицензий будут исключены все дома, находящиеся в управлении УК, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом ГЖН предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ. Напомним, что это фундаментальные требования, за нарушение которых возможно наложение административного штрафа, но ранее за это не следовало лишение лицензии. 

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение